Великая артековская стена

Забор в Гурзуфе
Забор в Гурзуфе вдоль Артека

Опубликовано 28.02.2017

Территория «Артека» начинается в трёх минутах ходьбы от центра Гурзуфа. Администрация лагеря решила обнести свою территорию трехметровой кирпичной стеной, превратив ее в резервацию для детей. Теперь, прогуливаясь по улице Ленинградской, море и скалы надёжно скрыты от посторонних взоров: строительство «великой артековской стены» почти завершено. Обычно такими стенами обносят зону. Не исключено, что поверх стены натянут колючую проволоку.

Предыдущий забор вокруг лагеря построен в середине восьмидесятых. Этот участок стены между Гурзуфом и Суук-Су именовали «самогонка». Ее верхняя часть венчала конструкция с железных труб чрезвычайно напоминающей грандиозный змеевик циклопического самогонного аппарата. «Самогонка» очень лаконично вписывалась в гурзуфский ландшафт, правда, шастающих по ночам на виноградники пионеров она удержать не могла. Теперь это место, куда в августовско-сентябрьские смены стремился залезть каждый уважающий себя артековец в прошлом. Забор как бы нужен, но до маразма ж не должно доходить.

Директор «Артека» Алексей Каспржак заявляет, что кирпичная стена нужна для защиты от проникновения извне. Почему нельзя было решить эту проблему более изящно и менее затратно, он не уточняет. Новый забор не только испортил природный ландшафт, но и обошелся государству в космическую сумму. Деньги, потраченные на 13,5-километровую ограду кирпича хватило бы, чтобы построить 400 частных жилых домов для сотрудников детского центра. Надо быть вредителем своей страны, чтобы так испортить гурзуфский ландшафт — курорт, куда бы приезжали отдыхать вместо Турции и Египта. И хватает же денег такие безрассудные мысли финансировать.

Забор строит интернационал: гастарбайтеры из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии, материковой Украины. Кроме того, все столовые на территории лагеря отданы коммерческим структурам, куда работников завозят со всей России. Текучка кадров там и там колоссальная. Едва ли МВД и ФМС проверяют всех сотрудников на наличие уголовного прошлого. Все эти работники беспрепятственно перемещаются по детскому центру, но потенциальной угрозы с их стороны администрация не ощущает. Местное население на работу не берут, чтобы не было свидетелей.

Чтобы полюбоваться Аю-Дагом, или Медведь-горой, теперь нужно забраться повыше: артековский забор теперь закрывает и эту достопримечательность. С улицы Геологов, которая взбирается на крутой холм, можно рассмотреть не только лесистые склоны несостоявшегося вулкана, но и бывшую поселковую территорию, которая теперь принадлежит «Артеку». Там работают кран, экскаватор и другая тяжелая техника. Строители готовят территорию для возведения нового артековского лагеря «Солнечный».

«Исходя из требований безопасности, территория „Артека” должна быть замкнутой. … Мы не можем рисковать безопасностью детей и спокойствием родителей. Никаких действий, нарушающих права жителей Гурзуфа, на территории „Артека” не происходит», — говорит Алексей Каспржак. Требование это он никому не показывает и честь иметь такой забор не выпала школам, детским садам и другим лагерям на Южном берегу Крыма. Видимо те директора имеют адекватное мышление.

Помнится, одним из главных отпускных развлечений в Гурзуфе всегда была прогулка по Ленинградской улице.

«Ленинградка» тянется от самой набережной до почти «Медведь-горы» или «Аю-Дага» — одной из основных достопримечательностей Южного берега Крыма.

Центральная часть этой улицы чем-то напоминает живописные улочки Италии. Дальше — от КПП «Скальный», «ленинградка», извиваясь, тянется вдоль территории «Артека». Справа сквозь ряды кипарисов проглядывалось море, с которого веяло свежим воздухом, слева — колоритная застройка самого поселка, утопающая в зелени.

Высота нового артековского забора — 2 метра 80 сантиметров (без учета высоты фундамента). Толщина — около полуметра. Кирпич с наружной части стены обшивают декоративным камнем. Протяженность новой стены — 13,5 километров!

В итоге пройти по «ленинградке» вдоль «Артека» теперь не удовольствие, а испытание. На смену чистому воздуху и прохладе пришли духота и пыль.