А. М. Горький в Крыму
Основоположник литературы социалистического реализма Алексей Максимович Горький на протяжении многих лет был тесно связан с Крымом.
В 1891 г. «нижегородский цеховой малярного цеха Алексей Максимов Пешков» впервые попал в благодатную Тавриду во время своего хождения «по святой Руси». (К тому времени он обошел центральные губернии, Поволжье, Дон, Украину, Молдавию.) От Перекопского перешейка путь его пролегал до Симферополя, затем через Бахчисарай в Севастополь и Балаклаву, а оттуда на Южный берег Крыма — в Алупку, Ялту и Алушту. Затем берегом моря он добрался до Феодосии, пересек Керченский полуостров и через пролив переправился на Тамань.
В центральных губерниях России был голод, и в Тавриду в поисках заработка устремились тысячи голодающих и безработных. Сам А. М. Горький брался за любую работу. В Симферополе он таскал кирпичи и подвозил тачкой песок для ремонта кафедрального собора, по дороге на Бахчисарай долбил камень для мощения шоссе, в Феодосии участвовал в строительстве морского порта. Все это нашло отражение в рассказах: «Мой спутник», «Коновалов», «Два босяка», «В степи».
В Бахчисарае после тяжелой работы в поле познакомился со слепым татарином, который рассказал ему старую крымскую легенду. У Горького была феноменальная память, позже он воспроизведет легенду «Хан и его сын», воспевающую любовь и способность человека отдать за нее жизнь.
В очерке «Два босяка» Горький опишет сцену, которую наблюдал в Севастополе: перед наглым подрядчиком-нанимателем стояли, сняв шапки, голодные люди, не зная, заработают ли сегодня на кусок хлеба или голод сведет их в могилу среди раскаленной солнцем крымской степи.
Напишет Горький и очерк «Херсонес Таврический». Этот древний город он назовет «цветком эллинской культуры». Однако развалины его шести тысяч зданий навеют на автора «чувство глубокой скорби».
Про Южный берег Крыма он напишет: «Я шел в немом восхищении перед красотой природы этого куска земли, ласкаемого морем». А об Алупке в «Крымских эскизах»:
Свежий ветер веял с могучей вершины Ай-Петри… Платан и персики росли среди громадных камней, скатившихся с вершины яйлы, журчал ручей, образуя на пути своем ряд маленьких водопадов.
В Ялте, чтобы заработать денег на хлеб, пришлось разгружать в порту баржи и пароходы, а в Никитском саду — окапывать деревья.
В Алуште, у подножия горы Чатыр-Даг, он провел ночь возле костра старого крымского чабана Надыра-Рагима-оглы. Седой, сожженный южным солнцем мудрый старик угостил Горького ухой из только что выловленной рыбы, познакомил с народными сказками и поведал притчу, которая потом под пером писателя преобразится в «Песнь о Соколе».
В Феодосии Горький участвует в строительстве мола, а затем через Керченский пролив переправляется на Кавказ, где спустя год в Тифлисе с публикации рассказа «Макар Чудра» начнется его большая и плодотворная жизнь в литературе.
В Ялте немало памятных мест, связанных с М. Горьким: у входа в Приморский парк стоит памятник писателю, торжественно открытый в 1956 году (скульптор — Иван Гончар), в Мисхорском парке — памятник, над которым работали скульптор Иван Шмагун и архитектор Владимир Сергеев, в Тессели — бронзовый бюст и мемориальная доска с барельефом. В Ялте есть улица Горького, а мемориальные доски можно увидеть на зданиях театра имени А. Чехова, гостиницы «Мариино» на набережной, на домах — № 32 по улице Кирова и № 9 по улице Войкова…
За «политически неблагонадежным» нижегородцам был установлен полицейский надзор. Около 70 документов, находящихся на хранении в Крымском областном государственном архиве, свидетельствуют, что полиция и жандармерия регистрировали каждый его шаг.
Отдыхать и лечиться А. М. Горький приезжал в Крым 11 раз. Здесь он много и плодотворно трудился, привозил сюда для революционного подполья, в том числе симферопольского, нелегальную литературу. В советское время писатель интересовался состоянием курортного дела, трудами ученых Никитского ботанического сада, развитием виноградарства, работой Херсонесского археологического музея, литературной жизнью, проблемой водоснабжения Крыма.