Сквер Калинина
Сквер им. Калинина — сквер в центре Ялты, примыкающий к Набережной с двумя огромными лампочками, в память об отключении света в Крыму, произошедшего в ноябре 2015 года, после подрыва электроопор в Херсонской области, когда Крым оказался полностью обесточен. Он занимает территорию Набережной от Пушкинского бульвара до пересечения с улицей Екатерининской, и площадь его составляет 2,25 га. Сквер построен на месте, где до 1944 года располагались гостиница «Джалита» и кинотеатр «Горн». В сквере также установлена памятная стела «Крымским татарам, погибшим при выселении и умершим на чужбине в тоске по Родине».
Над сквером господствует могучий (высота 27 м) платан восточный, чинара. Его густая шарообразная крона диаметром 24 метра отчётливо видна с кораблей, идущих в Ялту. Этот платан — ботаническая достопримечательность: судя по диаметру ствола (120 см), ему более 170 лет.
История
Более-менее известная история сквера начинается с 1880-х годов. Здесь, от угла улицы Екатерининской до Пушкинской, были выстроены небольшие дачи в швейцарском стиле, объединенные одним названием — «Джалита», то есть «Маленькая Ялта». В одной из дач с июня 1901 июня печаталась газета «Ялтинский листок», редактором которой была широко известная на ниве благотворительности поклонница А. П. Чехова Фанни Карловна Татаринова. А через три года здесь было открыто издательство «Джалита», которое выпустило книгу (дневники) талантливой художницы Марии Башкирцевой. В 1904 году в меблированных комнатах «Джалиты» несколько дней жил Л. Н. Толстой, направлявшийся с семьей через Ялту в Гаспру в имение графини Паниной¹.
В 1905 году, по проекту ялтинского архитектора Н. П. Краснова, на углу ул. Пушкинской построено новое трехэтажное здание. Новая гостиница, тоже получившая название «Джалита», была гостиницей высочайшего уровня для того времени: всюду было электричество, имелись вентиляция, подъёмная машина, вода в каждом номере, широкие коридоры, гостиные, балконы. На крыше устроена смотровая площадка для обозрения города и проведения вечерних танцев. Первый этаж занимали ресторан, винный и бакалейный магазины, аптека и парикмахерская. Во внутреннем дворе, среди лавров и пиний, располагались теннисная площадка и скеттинг-ринг, то есть место для катания на роликовых коньках.
Гостиница «Джалита» в 1910-х годах перешла во владение А. Н. Витмера. Генерал-майор в отставке, военный историк, коллекционер живописи и художник-любитель, Александр Николаевич Витмер переехал в Ялту из Балаклавы, где он построил здание городской управы (сейчас суд) и помещение начальной школы (сейчас Дом детского творчества). Позднее, в 1912 году, на месте скеттинг-ринга появился летний электротеатр «Одеон», принадлежавший купчихе И. А. Салтыковой.
Обе гостиницы, «Ореанда» и «Джалита», были почти близнецами и располагались симметрично друг другу относительно Пушкинской улицы; их разделял только Ливадийский мост.
С установлением в Ялте в декабре 1920 года советской власти «Джалита» перешла в распоряжение Наркомздрава и стала санаторием. В 1934 году он получил имя Сталина. Кинотеатр «Одеон» переименовали в «Горн», а в годы НЭПа там располагалось казино.
Название «Сквер имени Калинина» появилось в 1920-х годах. Тогда так назывался бывший Александровский сквер (сейчас там «грибки»), располагавшийся напротив гостиницы «Джалита», ближе к морю. Сегодня этот участок Набережной также является частью сквера Калинина.
За годы войны и вражеской оккупации всё это было разрушено от бомбардировок.
16 апреля 1944 года в Ялту вошли советские войска. Уже в сентябре 1944 года в Ялте был создан общегородской штаб для руководства восстановлением разрушенного хозяйства. С первых дней было ясно, что и «Джалита», и «Горн» разрушены настолько, что не может быть и речи о восстановлении. Поэтому на заседании горисполкома приняли решение снести оба здания и разбить на этом месте сквер или парк. Хронику работ можно проследить по сообщениям газеты «Сталинское Знамя».
Несколько месяцев люди трудились на разборе завалов, причём работали в своё свободное время, после основной работы. Как водится, партийные органы объявили о соревновании между коллективами, комсомол принял на себя обязательства, а отделы пропаганды, используя так называемое «черкасовское движение», подвели под это дело идеологическую подоплеку.
Но, ни новый сквер, ни парк так и не появились. Основные работы развернулись только осенью 1948 года. К этому времени развалины кинотеатра и гостиницы были убраны, теперь предстояло подготовить территорию к посадкам. Если сами посадки могли выполнить только специалисты — а это были работники Ялтинского «Зеленстроя», — то земляные работы производили сотрудники здравниц, больниц, школ на субботниках и воскресниках. Тяжелый грунт, перемешанный со строительными обломками, не поддавался лопате, приходилось работать киркой. Каждый клочок земли на всей территории будущего сквера был неоднократно прокиркован, выбраны и вывезены камни. С яйлы завозили дерновую землю и разносили ее на места будущих клумб и цветников.
В первую очередь, согласно проекту, здесь должны быть цветы. Декоративные деревья предполагалось сажать позднее, поскольку нужно было как можно скорее создать вид ухоженного участка Набережной.
Первые посадки деревьев произвели в 1950 году. В сквере установили скамейки, киоски по продаже газет и прохладительных напитков, рядом находился ресторан «Мраморный». В 1956 году построили фотоателье.
В сквере каждый год появлялись все новые и новые клумбы, которые, в конце концов, превратились в одну большую цветочную поляну площадью 300 квадратных метров. Весной она сияла убранством из голубых незабудок оранжевых лакфиолей, летом их сменяли разноцветные петунии, окаймленные широкой лентой из агератума; в центре возвышалась драцена.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов — это время моды на ковровые цветники. Декораторы из ялтинского треста зеленого хозяйства научились выполнять цветники любой сложности. Очень часто приходилось из цветов выкладывать лозунги и целые картины. Несколько лет подряд в сквере «работали» цветочные часы, — календарь, на котором ежедневно менялась дата. Затем, с развитием розоводства на Южном берегу Крыма, в сквере стали все в большем количестве появляться розы. Особенно хороши были штамбовые экземпляры, которые цвели с весны до первых морозов.
В 1960-х годах в сквере установили перголы для плетистых роз в виде расходящихся лучей от центральной клумбы. Сначала это были деревянные конструкции, а затем их заменили на металлические полукруглой формы. У основания пергол высажены видовые китайские розы и плетистый сорт «Красный маяк» селекции Клименко. Сегодня из 9 пергол сохранилась лишь одна.
Благоустройство сквера к началу 1970-х годов приняло наибольший размах. Скамейки для отдыха украсились теневыми навесами, по которым вились розы, глицинии и клематисы. На куртинах между аллеями высажено множество декоративных деревьев и кустарников. В основном это были лиственные вечнозеленые породы - магнолии, маслины, калины, каменные дубы, питтоспорум, глицинии, пальмы, высаживались также платаны и каштаны.
Когда-то, в середине 1950-х годов, в сквере росли три березы. Они — тоже были своеобразной достопримечательностью. Называли их по-своему — берёзки Карловича.
С постройкой Выставочного зала на речке Водопадной вся акватория речки превратилась в своеобразную аллею.
Преобразился и участок улицы Пушкинской. Соединенный со сквером Калинина, он органично «вписался» в общую композицию.
Два величавых кедра у входа в сквер Калинина с Набережной возвышаются над всем сквером. Они старожилы: время их посадки — примерно 1905–1908 год.
В 1959 году были заложены основные аллеи в сквере: аллея магнолий, пальмовая аллея, роща каменных дубов.
Не все проекты воплотились в жизнь. В 1950-х годах, например, планировалось установить бюст Пушкина в сквере, построить летний театр. Как информировала читателей «Курортная газета» 16 апреля 1954 г., «это будет большое монументальное сооружение с отличной архитектурной отделкой. Зрительный зал театра рассчитан на тысячу мест. Сцена его будет оборудована по последнему слову техники. На днях архитектурный совет города рассмотрел этот проект, автором которого является архитектор Тарасенков».
Современная история
В годы перестройки и возвращения депортированных татар в Крым в сквере Калинина на месте клумбы установили памятную стелу «Крымским татарам, погибшим при выселении и умершим на чужбине в тоске по Родине». Вокруг обелиска установлены пять мраморных досок с перечислением фамилий депортированных людей в 1944 году.
Но основные перемены в сквере начали происходить с началом XXI века. В частности, вместо непривлекательного киоска «Корчма» выстроено современное здание кафетерия «Апельсин» по проекту Елены Дорохиной. С появлением этого заведения вокруг него постепенно стали исчезать последние розы. Из девяти некогда построенных металлических розовых пергол в 2004 году оставалось три. Две перголы после постройки кафе стали «мешать» ставить пустые ящики и коробки. Сначала исчезли металлические конструкции, а теперь под корень вырубили и последние розы.
Наступление на сквер, к сожалению, продолжается. Территорию постепенно «захватывают» аттракционы, кафетерии, магазины, рекламные агентства, устроители музея бабочек и орхидей. С 2001 по 2006 год находились аттракционы, о чём свидетельствуют забетонированные участки. Сейчас они вернулись обратно, правда, уже не в том размахе. Поэтому сквер медленно сжимается, как шагреневая кожа, и, судя по отношению властей к зеленому богатству Ялты, улучшения пока ждать не приходится.
Памятник энергоблокаде
29 июня 2016 года в сквере имени Калинина установили памятник энергоблокаде Крыма. Это две металлические конструкции в виде огромных лампочек, символизирующие окончание энергоблокады. Их сражу окрестили памятником блэкауту. Его открытие состоялось 7 июля. На открытии памятника решили не перерезать ленточку, а вбить большой гвоздь в газон. Удар кувалдой нанёс ялтинский градоначальник Андрей Ростенко. Большая лампочка длиной 5,5 м, высотой 2,5 м. Маленькая соответственно 2 м и 1 м. Инициатором создания памятной установки и меценатом стал местный предприниматель, имя которого умолчалось.
Координаты: +44° 29' 25.50", +34° 9' 44.50"