История строительства Массандровского дворца

Перестройка дворца для Александра III

Увы, полностью осуществить свой замысел Месмахеру так и не пришлось. После неожиданной смерти Александра III некоторые строительные и отделочные работы были отменены: не успели изготовить мебель и прочую утварь, оставалась неиспользованной обивочная ткань, не получил декоративного оформления III этаж. Последним в комплексе предполагавшихся зданий оказался корпус машинного отделения (1898–1901 годы), целиком и полностью спроектированный зодчим. Еще издали привлекает внимание это здание оригинальной архитектуры, расположенное неподалеку от дворца в густой зелени деревьев. Один из его флигелей напоминает китайскую пагоду, другой поражает необычной для крупномасштабной архитектуры округлостью своих форм, а глядя на высокое сооружение, красиво оформленное в виде минарета, трудно догадаться, что это всего-навсего простая дымовая труба.

Метлахские плитки, красочные изразцы, блестящая на солнце ярко желтая, зеленая, коричневая черепица, сплошь покрывающие стены и крыши этого здания, придают ему неповторимое художественное своеобразие.

Вместо машинного отделения Месмахер планировал построить большой хозяйственный корпус, многообъемный, разновысотный, в 1-2-3 этажа, с мансардами, башнями, где должны были разместиться все службы. Но так как после смерти Александра III Управлением уделов было дано распоряжение «никаких построек не возводить» этот проект не был осуществлен.

Однако Месмахер «счёл своим долгом обратить внимание на то обстоятельство, что невозможно оставлять дворец со столярною отделкою его безо всякого отопления и что ввиду исполненного уже во всем дворце приспособления для пароводяного отопления, а также ввиду предположенного электрического освещения Дворца, необходимо теперь же построить отдельное помещение для парового котла и динамо-машины». Эта рекомендация архитектора была принята, и Месмахер создает новый проект хозяйственного корпуса, где и разместилась динамо-машина, помещения для аккумуляторов, парового котла, угольного склада и две комнаты для кочегара и электрика. Длинный тоннель, в котором размещались коммуникации, соединил машинное отделение с дворцом.

В перестройке Массандровского дворца Месмахер был в какой-то степени скован предыдущим архитектурным проектом. Здание машинного отделения он проектирует и строит самостоятельно. Здесь он смог свободно проявить свой талант, в большей степени выразить дух эпохи.

Во дворце Месмахер выступает как предвестник модерна — он применяет в нем новые материалы и художественные приемы оформления, которые станут ведущими в искусстве нового направления — модерна (живописные майоликовые изразцы, метлахская и керамическая плитка в отделке фасадов и интерьеров, витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской, акварельные панно по дереву).

Здание машинного отделения он уже полностью строит в стиле модерна. Это одно из первых сооружений на Южном берегу Крыма, построенное в новом стиле. Внешний вид его тесно связан с функциональным назначением. Его мягкие обтекаемые формы словно; повторяют очертания находящихся внутри машин, их геометрический абрис. В решении основных объемов здания использованы элементы восточной архитектуры, но они стилизованы здесь под модерн. Главный элемент в создании художественно-декоративного образа постройки — изразцы и поливная черепица.

Дворец и машинное отделение, разные по своим архитектурным стилям, Месмахер объединяет цветом, вводя в облицовку этих зданий одинаковые светло-желтые метлахские плитки. Связующим звеном между ними являются подпорные стены, которые отделаны такой же плиткой и поливной черепицей, что создает ощущение колористического единства всего ансамбля дворцовых построек. В акте по приемке дворца в 1902 году говорилось: «Комиссия признает, что все устройство дворца и машинного здания выполнено в техническом отношении безупречно не только в существенных частях, но и в деталях». Строительство машинного здания обошлось в 56.913 руб. 54 коп. Учитывая гонорары, выплаченные Месмахеру, его помощнику Вегенеру, десятнику, стоимость машинного отделения составила 61.466 руб. 62 коп.

К сожалению, продлить поиски новых пластических решений модерна Месмахеру не пришлось. Машинное отделение, так же как и дворец, было последним сооружением архитектора в России. В 1897 году он уехал в Дрезден.

Месмахер проектировал и оформление придворцовой части парка, создавая единый дворцово-парковый ансамбль. Уже при Николае II он вносит дополнения в проекты и выстраивает против восточного фасада дворца довольно высокую подпорную стену, чтобы предохранить дворец от ливневых вод и возможных оползней. Сделав стену полукруглой, он тем самым композиционно связал ее с парадной лестницей дворца, образовав красивый курдонер (внутренний дворик). На парапетах стены были установлены крупные декоративные вазы, высокие колонны с ажурными металлическими украшениями, большие арки, оформленные сочными барочными рельефами. В южной арке, возле старого подъезда к дворцу, была установлена прекрасная копия с известной работы греческого скульптора Праксителя (IV в. до н. э.) «Меркурий с младенцем Дионисом». В северной арке располагалась копия скульптуры Праксителя «Аполлон-Сауроктон» («Аполлон, смотрящий на ящерицу»). Въездные ворота «охраняли» львы — скульптурные отливки (выполненные в мастерских Академии художеств в Петербурге) с работы известного французского скульптора-анималиста А. Л. Бари (1796–1875). Вся подпорная стена была оформлена майоликовыми плитами, красной поливной черепицей. В нее было вмонтировано шесть фонтанов с маскаронами сатиров и наяд (эти маски утрачены и заменены масками львов). По своему архитектурно-художественному решению эта подпорная стена органично вошла в общий дворцово-парковый ансамбль.

Перед западным фасадом дворца Месмахер спроектировал настоящий регулярный французский парк с последовательно снижающимися террасами. Верхнюю и нижнюю занимают цветочные партеры, среднюю украшает большой фигурный бассейн. За террасами вниз по склону начинались сенокосные луга, далее — штамбовые фруктовые сады. Над этой зеленой каймой, как на огромном пьедестале, дворец смотрелся сказочным замком.