Сююрю-Кая для скалолазов

Маршрут на Сююрю-Каю V категории сложности. Подъем совершается за 10–12 часов. Спуск на юг по туристскому пути.

Сююрю-Кая
Сююрю-Кая с указанием маршрута

Из села Соколиного путь к стене идет сначала к домику лесника, оттуда через поляны, затем через лес в направлении небольшого водораздела.

Маршрут начинается западнее по ходу от скального мыса и идет по 8-метровому внутреннему углу до нависающего козырька, который следует обойти траверсом справа, затем 20–25 м вверх до густого тиса. Здесь место для страховки. От тиса 4–5 м вверх или слева по внутреннему углу до горизонтального камина с нависающей верхней частью. В камине — контрольный тур. Камин проходится траверсом вправо до вертикального внутреннего угла, по которому 8–10 м до наклонной полки, покрытой щебнем. Вверху справа находится вторая наклонная полка. На ней можно организовать страховку.

Далее подъем идет влево через узкий 10-метровый камин к небольшой полке, которая через 20 м выводит на мыс. Над полкой растет сосна. Ее следует обойти слева и подняться на 12–15 м к гроту. Здесь можно отдохнуть.

Дальше скалы нависают до 110°. Чтобы пройти их, нужны шлямбурные крючья, лесенки, «площадка». Над гротом на расстоянии 5–6 м оставлен ледовый крюк, который можно использовать для подъема и страховки.

В 4–5 м от крюка крутизна скал достигает 90–95°, а через 5 м образует маленькую полочку, на которую можно поставить ногу. Страховку придется организовать стоя на площадке. Для скалолаза, идущего вторым, на участке неплохо иметь веревочную лестницу длиной 15–17 м. Она намного ускоряет подъем, с ней легче выбивать крючья в труднодоступных местах.

С полочки 5 м вверх проходятся на шлямбурных крючьях, так как зацепок для лазания совершенно нет. Справа можно забить ледовый крюк и 5–6 м идти траверсом до небольшого куста. Здесь удобное место для страховки. Дальнейший путь идет по трещине вверх до заклиненного в расщелине камня. Лазание очень трудное: в отдельных местах приходится применять лесенки. Страховка организуется через деревянные клинья и ледовые крючья. Отсюда вверх идет камин, в котором заклинена трехметровая глыба, слегка, нависающая, поэтому идти приходится на лесенках. Выше глыбы оставлен ледовый крюк. Далее снова труднопроходимый участок, так как опор для ног нет. 35-метровая расщелина приводит во внутренний угол, затем по левой стенке угла через 5–6 м выходит на гребень. Этот отрезок пути несколько легче. Страховка организуется через ледовый крюк.

Дальше маршрут проходит по кулуару. Будьте внимательны: здесь много «живых» камней. Далее 10-метровый путь по полке до вершинной стенки, которая выводит на вершину Острой скалы¹.

¹ Сююрю-Кая в переводе с крымско-татарского «острая скала».