Крымские дворцы спасли от приватизации

Опубликовано 10.03.2010

После того, как власть имущие «отхватили» себе участки в заповедной парковой зоне, общественность забила тревогу. Ведь аппетиты отдельных избранников народа выросли до такой степени, что они положили глаз на достояние государства. Закон о запрете приватизации объектов культурного наследия приняли около года назад, но в феврале 2010-го экс-прокурор Крыма, депутат Виктор Шемчук выступил в Верховной Раде Украины с инициативой расширить список памятников. Из 423 зарегистрированных в сессионном зале депутатов 304 проголосовали «за», а на днях изменения в закон подписал президент Виктор Янукович.

— Это действительно важное решение, — прокомментировал ситуацию директор Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника, на территории которого находится Воронцовский дворец, Константин Касперович. — Ведь многие ведомства в нашей стране постоянно пытались хотя бы частично заполучить в собственность дворцы и музеи. Мы периодически обращались в прокуратуру, и вот в прошлом году закон об охране памятников культурного наследия наконец приняли. Причем, помимо самой защиты, важное место здесь играет морально-политический аспект, ведь у нас уже есть опыт 2000 года, когда президент Кучма заявил о возможности перевода музейно-дворцовых комплексов, находящихся на территории Крыма, в подчинение своей администрации. А также когда, будучи гарантом, Виктор Ющенко посягал на Массандровский дворец, из-за чего местные жители постоянно устраивали акции протеста.

К слову, помимо первых лиц государства, на владение или хотя бы временное проживание во дворцах претендовали и состоятельные иностранцы, приезжающие в Крым на отдых. Они были готовы выкупить на лето или осень часть дворца, чтобы отдохнуть «по-королевски».

— Оно и неудивительно, — говорит Константин Константинович. — Ведь, к примеру, в Европе такая практика уже давно существует. Мы же работаем в системе курортного спроса. И вся прибыль от туристического посещения в летний сезон идет на содержание дворца в течение всего года. Сравните, если в феврале посещаемость Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника составила 0,5% от годового количества, то на август у нас приходится — 64–65%! Так как государство в последнее время практически не выделяет денег на содержание дворца, то живем мы только за счет туристов. И терять их, сдавая в аренду пусть даже часть помещения, было бы неразумно.

Но больше всего поправкам в закон радуются в Ливадийском дворце, знаменитом на весь мир тем, что именно здесь в 1945 году на Ялтинской конференции встречались Черчилль, Сталин и Рузвельт. Весь прошлый сезон тут велась «война»: неизвестные пытались брать с туристов дополнительную плату за вход, причем не в сам дворец, а просто на территорию прилегающего парка. Теперь в дирекции надеются, что «в верхах» на Ливадию наконец обратят должное внимание.

— Приватизация непосредственно связана и с земельным вопросом, — рассказал директор Ливадийского дворца-музея Анатолий Литвиненко. — У нас ситуация самая нестабильная, потому что государству принадлежит только само здание дворца, занимающее примерно полгектара земли, и еще столько же — зеленая территория вокруг дворца. А вот сам парк принадлежит частникам. Поэтому здесь идет речь уже об исторической целостности, о сохранении дворцово-паркового комплекса, как, к примеру, в Ханском дворце, на Чуфут-Кале, в Алупке.

В Ливадийском дворце уверяют, что даже если бы этот памятник культурного наследия не попал в перечень объектов, не подлежащих приватизации, то все равно никогда бы не отдали его никакому олигарху.

— У нас здесь столько всего уникального, — говорит Анатолий Григорьевич. — Недавно мы отреставрировали большую вазу на фасаде под химерой, модернизировали восточный дворик, у нас функционирует царский лифт, на котором катался еще цесаревич Алексей — сын Николая II. Такие исторические ценности нельзя передавать в частные руки, потому что уверенности в том, что все это не разрушится и не придет в упадок, нет.

В список «неприкасаемых» вошли:

  • Ливадийский дворец
  • Массандровский дворец
  • Юсуповский дворец
  • пещерный монастырь Чельтер-Мармара
  • монастырь Шулдан
  • дом бывших офицерских собраний (Художественный музей, г. Симферополь)
  • дом художника Льва Лагорио (г. Феодосия)
  • садово-парковый и архитектурный комплекс санатория «Ялта» Черноморского флота России

«Приватизировать — значит испортить имидж полуострова и страны»

Вячеслав ЗАРУБИН, заместитель председателя Республиканского комитета Крыма по охране культурного наследия:

— К принятию закона о запрете приватизации памятников культурного наследия непосредственное отношение имеют и Верховная Рада Крыма и Совет министров автономии, и наш Реском. Мы постоянно писали в Верховную Раду Украины, в Министерство курортов и туризма о том, что нашим дворцам и музеям нужна защита на уровне закона. Передавать эти объекты в частные руки — значит навсегда испортить имидж Крыма и страны в целом, тем более если музеи и дворцы действуют и туда едут туристы со всех уголков мира.