Дом белошвейки Говало (ул. Григорьева, 5)
Дом в Ялте по ул. Григорьева, 5 был одним из самых красивых домов в деревне Верхняя Аутка. Кружевные деревянные балконы парят в воздухе будто отдельно от дома. Увитый зеленью фасад, аккуратные калиточки, декоративная красная кирпичная кладка на фоне белоснежных стен… Дом так и просится на картину. А ведь здесь жил художник Владимир Яковлевич Кокшенев, выпускник Ленинградского высшего художественного училища им. В. Мухиной.
Художник оформитель, он много лет проработал в области дизайна. Оформлял павильоны ВДНХ. К 150-летию Ялты по эскизам В. Я. Кокшенева, выполненным в технике «акварель с гуашью», была выпущена серия юбилейных календарей: пять видов маленьких календариков на 1987 год, каждый из которых стал уникальным художественным произведением, теперь хранящимся в частных коллекциях. Художник смог передать в них неповторимую ауру известных и памятных мест Ялты. Владимир Яковлевич также был автором-разработчиком фирменных этикеток знаменитых во многих странах вин «Массандры».
Когда семья художника поселилась в этом аутском доме, при уборке вещей, оставшихся от прежней хозяйки, была обнаружена удивительная находка — чемодан с китовым усом. Прежде здесь жила известная в Ялте белошвейка. Она организовала небольшое, но весьма доходное ателье, где со своими помощницами выполняла частные заказы. Дамское белье, украшенные красивой вышивкой скатерти и тончайшие занавески, мужские модные сорочки — любой заказ исполнялся быстро и качественно. Но чаще всего дамы приходили в это ателье за корсетами, где и использовался китовый ус.
В России корсеты появились при Петре I. В то время в Европе царила мода Екатерины Медичи, согласно которой объем талии дамы высшего общества должен был укладываться в 33 см. Император не учёл, что европейские девочки начинали носить корсет с раннего детства и успевали к нему привыкнуть. Русским же барышням с их пышными формами было тяжело утянуть себя в эту «конструкцию». Но мода есть мода, она требовала ношения корсета даже от женщин, находящихся в положении. Было неприлично показаться в обществе с округлыми формами. Дабы не натирать кожу, корсет надевали на тонкую рубашку. Весь XIX век этот «мучительный» предмет оставался на пике популярности. Благодаря использованию разных материалов он видоизменялся, приобретал новые черты. Так, в конце XIX века на изготовление корсета уходило около 40 пластин китового уса.
В конце XIX — начале XX веков многие врачи-гигиенисты заговорили о вреде ношения корсетов. Нарушение кровообращения, деформация внутренних органов, недостаток воздуха, приводящий к частым обморокам, смерть в родах — всё это были результаты ношения корсетов. Лишь в начале XX века, в 1905 году, известный модельер Поль Пуаре предложил вместо корсета носить бюстгальтер и пояс для чулок, которые появились на два года ранее благодаря французской женщине-врачу Гош Capo. Именно она предложила разделить корсет на две отдельные самостоятельные части. И тогда женщины смогли вздохнуть спокойно.
Этот красивый дом, где снимала квартиру под ателье искусная белошвейка, был построен в конце XIX века для дочери Иордана Говало Софии. Младшая и самая любимая девочка в семье Говало, первых владельцев дачи «Серые дрозды», в 1892 году вышла замуж. Мужа для восемнадцатилетней Софии выбирали не только родители, но и старшие братья. Им стал ялтинский мещанин Константин Иванович Кириако. Венчание Софии и Константина состоялось в храме Св. Иоанна Златоуста.
Константину Кириако принадлежало несколько участков в Аутке. Один из них он продал для устройства Опытной табачной плантации, это был участок площадью 4500 кв. саженей с двухэтажным домом и подвалом для вин.
На приданое Софии молодая семья построила этот красивый дом неподалёку от родителей супруги. В описях владельцев за 1918 год он принадлежит Ольге Константиновне Кириако, старшей дочери Софии и Константина Кириако, которой родители передали его во владение.
Адрес: Ялта, ул. Григорьева, 5.
Координаты: +44° 29' 35.80", +34° 08' 37.00"