Иосафатова долина
«Топор не коснется» — так именуют караимское кладбище татары, имея в виду священные дубы, украшающие территорию.
Иосафатова долина — широкая балка в Бахчисарайском районе Крыма протянувшаяся вдоль южного склона плато Чуфут-Кале, по которому идёт дорога к Южным воротам крепости. В верхней, восточной части находятся два средневековых караимских кладбища, каменные надгробия которых с древнейшими караимскими надписями, представляющих большую историческую и эпиграфическую ценность. В последнее десятилетие энергично расхищаются дельцами от политики и экономики. Здесь расположена единственная в Европе действующая священная роща дубов. На противоположном Чуфут-Кале склоне Иосафатовой долины — остатки приюта дервишей («текие»).
Происхождение названия
Название Иосафатова дано ей по аналогии с одноименной долиной в окрестностях Иерусалима, где имеется древнее кладбище и где, согласно пророчествам, состоится последний Страшный суд. Сходство обеих долин отмечено давно и башня над южным обрывом ещё более усиливает это сходство. Возможно зодчие-караимы воспроизвели эту башню именно с целью придать долине истинно библейский облик.
Описание
Среди густых зарослей живописной балки видна арка кладбищенских ворот и развалины сторожки. За аркой — настоящий город мертвых: разбросанное среди зарослей необозримое море надгробий, покрытых надписями на древнееврейском. Дорожка пересекает кладбище с запада на восток. Сотни могил заросли теперь густым лесом, надгробия переплетенные лианами, глубоко ушли в землю, но в прошлом здесь росли только старые дубы (четыре-пять из них еще недавно можно было увидеть в конце кладбища): они считались священными, рубить их было запрещено, и само кладбище имело местное название «Балта-Тиймез» — «топор не касается». Ханские чиновники, вымогая у караимов деньги, нередко угрожали вырубить эти дубы.
Статус древнего некрополя у подножия Чуфут-Кале во все времена была настолько высок, что караимы привозили сюда хоронить своих умерших родственников даже из Москвы и Санкт-Петербурга.
Формы надгробий разнообразны: преобладают старинные однорогие и двурогие надгробия, но встречаются и плиты, лежащие горизонтально или стоящие вертикально, обелиски, столо-и гробообразные памятники и др. Некоторые ставили людям, умершим и похороненным вдали от Чуфут-Кале — это кенотафы, или «йол-таш», «придорожный камень». Надписи, зачастую с цитатами из Библии, выполнены на древнееврейском языке, изредка — на караимском, но древнееврейскими буквами; надписи конца XIX — начала XX вв. обычно не двуязычные. Среди них, в самом начале кладбища — надгробие А. С. Фирковича.
Значительная часть надгробных надписей собрана и издана Фирковичем. Правда, последовавшая за этими публикациями полемика вызвала немало разногласий относительно датировки захоронений. Ряд ученых считают, что самое древнее погребение в Иосафатовой долине относится к 1249–1250 гг. Впрочем, недавние исследования археолога Бабаликашвили существенно удревнили эти даты — найдены 9 надгробий, датируемых 956–1048 гг. В целом, караимские надгробия, пока еще ждущие более детальных исследований, образуют своего рода летопись караимов — обитателей и хранителей города-крепости.
После того, как жители покинули Чуфут-Кале, кладбище не было заброшено, а напротив, приобрело значение общенациональной усыпальницы. Захоронение здесь считалось почетным, сюда везли покойников из других городов. В это время в основном и появляются памятники из дорогих пород камня, украшенные орнаментом в восточном вкусе, нередко с повторением символов смерти и воскресения — кипарис, розетка и т. д.
Скалы, камни, пустынность и общий библейский вид Чуфут-Кале и Иосафатовой долины издавна привлекают художников. В шестидесятых годах сюда приезжал И. Н. Крамской, написавший ряд этюдов для картины «Христос в пустыне». Эти места напоминали ему Палестину. Виды Чуфут-Кале и Иосафатовой долины и навеянные ими впечатления присутствуют и на картинах современных художников.
Пройдя кладбище до конца, можно выйти на плато, с которого открывается величественная панорама Крымских гор. Бесконечными планами уходят они к горизонту, где возвышаются Чатыр-даг, Роман-кош, плоскогорье Бабуган-яйлы, видны массивы Бойки и Ай-петринской яйлы. А внизу, в глубоко лежащей тёмно-зелёной долине, поднимается усечённый конус Тепе-Кермена.
Координаты:
Иосафатова долина: 44° 44' 17.00", 33° 55' 32.00"
Священная роща Балта-Тиймез: 44° 44' 13.60", 33° 55' 46.20"