Катерлезский монастырь святого Георгия
Катерлезский монастырь святого Георгия — действующий женский монастырь во имя святого Георгия, возникший как мужской монастырь в XIX веке недалеко от Керчи на окраине села Войково в Крыму. Впоследствии преобразован в женский из-за распутной жизни монахов. Это первый монастырь в Крыму, прекративший свое существование в 1924 году.
На территории монастыря есть «Живоносный источник» с целебной, имеющий редкий состав водой, где всякий желающий может искупаться и набрать целебной воды.
Происхождение названия
В переводе с татарского языка «катерлез» означает «всадник на коне». На территории монастыря находится тот самый камень, на который, по свидетельству многих людей, трижды опускался Святой Георгий Победоносец. На нём отпечатаны следы копыт Небесного Всадника. Монахи утверждают, что он и ныне исцеляет своей благодатной силой.
История
Монастырь во имя святого Георгия возник в Крыму в XIX веке недалеко от города Керчи, у села Войково. Сохранилось предание, что местный пастух каждые утро и вечер поднимался на гору для молитвы. Однажды утром, 23 апреля, он увидел молодого воина верхом на белом коне. Изумленный чабан не мог двинуться с места, пока видение, на которое он с трудом мог смотреть, не скрылось. Испуганный грек никому не сказал о случившемся, боясь, что ему не поверят. Но через год видение повторилось. На третий год пастух поднялся на гору в сопровождении старцев. Они увидели красивого юношу, который в этот раз стоял на большом камне, рядом со своим конем. Когда люди, трепеща, подошли, и юноша и его конь исчезли. На камне остались отпечатки ног и конских копыт. А неподалеку лежала икона святого Георгия.
Гора святого Георгия под Керчью стала особо почитаемой в народе. Жители Керчи Николай Джанбеков и Федор Сазонов построили здесь на свои средства небольшую часовню, которую посещали богомольцы, а раз в году, 23 апреля, из церкви Иоанна Предтечи к горе совершался крестный ход с иконой великомученика Георгия. Эта икона, обнаруженная на горе после встречи со святым Георгием, была доставлена в церковь Иоанна Предтечи в Керчи. Однако на следующий день она исчезла из храма и снова явилась на Святой горе. Тогда священник отслужил молебен и дал обет построить здесь храм, чтобы поместить в нем икону святого, а до того ежегодно приносить ее крестным ходом.
Святитель Иннокентий, побывав в Керчи, предложил возвести на этом месте каменную церковь. Она была сооружена на средства горожан благодаря активному участию купца В. Я. Гущина в 1857 году и освящена 23 апреля во имя святого великомученика Георгия. В новый храм торжественно перенесли икону святого Георгия и камень с отпечатками его ног. В 1862 году к церкви пристроили колокольню.
Архиепископ Иннокентий обратился в Святейший Синод с просьбой открыть в этом месте небольшой монастырь. При этом он руководствовался не только преданиями. Стремясь укрепить православие на всей территории полуострова, архиепископ старался основать монастыри в разных районах Крыма. Керчь же, с одной стороны, была довольно удалена от центра, с другой стороны, имела большое значение для христиан, так как именно здесь начал проповедовать апостол Андрей Первозванный, отсюда началось распространение христианства по Крыму, здесь были построены первые храмы. Поэтому основание монастыря должно было означать преемственность христианских традиций с древнейших времен.
Разрешение Святейшего Синода об открытии в Керчи заштатной общежительной киновии было получено 12 января 1859 года, уже после смерти архиепископа Иннокентия. Монастырь не получал денежной помощи от государства и должен был содержаться на собственные средства. Киновия получила в пользование 21 десятину земли, пожертвованную керченским градоначальником и местным помещиком Константином Анатольевичем Хамарито. Но большая часть каменистой земли была непригодна для сельскохозяйственной обработки. Поэтому доходы монастыря состояли из пожертвований, платы за обряды, кружечных сборов и процентов от банковского капитала, основная часть которого была пожертвована архиепископом Иннокентием при образовании Катерлезской киновии.
Братия монастыря была малочисленна: настоятель отец Михаил, бывший казначей Балаклавского Георгиевского монастыря, и два благочестивых старца — Григорий Григорьев и Антоний Петренко. Но вечернюю и утреннюю службы в монастыре проводили исправно, а литургию монахам помогал служить карантинный солдат Флор. Отец Михаил управлял обителью одиннадцать лет. В 1869 году он был возведен в сан архимандрита и переведен настоятелем в Бахчисарайский Успенский скит. Новый настоятель и духовник Таврического Архиерейского дома иеромонах Петр (Амвросий Глебов) — много сделал для Катерлезского монастыря: выписал из Москвы парчовое облачение для соборного служения, заказал икону Воскресения Христова. В монастыре появились новые постройки. Так, керченский купец Иван Егорович Салатич построил небольшой одноэтажный дом для братии. Несколько лет спустя появился и небольшой двухэтажный дом настоятеля.
Скончался отец Петр в сане архимандрита 29 ноября 1888 года. Новым настоятелем стал иеромонах Филофей, законоучитель Киевского Лаврского пещерного двухклассного духовного училища.
Постепенно число монахов возросло, в 1894 году здесь проживало 24 насельника. Монастырская церковь стала мала, поэтому решено было строить новый зимний храм. Его освятили 22 октября 1898 года во имя святых Антония и Феодосия, угодников Печерских. Здесь хранились мощи восьми святых Православной Церкви: святого апостола Андрея Первозванного, святого Анфима, святого великомученика Пантелеймона, святого Павла Патриарха, святого Космы бессребреника, святых мучеников Христофора, Хрисанфа и Фотинии.
С 1859 по 1869 год на территории киновии построили три братских корпуса, трапезную с кухней и хозяйственные постройки. Деньги на строительство пожертвовали богатые жители Керчи. На средства почетной гражданки А. Аверкиевой в обители возвели каменную гостиницу. Спустя 18 лет в монастыре появились просфорная, баня, мастерские, кузница.
К сожалению, внутренняя жизнь Катерлезской обители складывалась не всегда по Божиим законам, нарушался монастырский устав. Таврическая духовная консистория не один раз разбирала жалобы монахов, стараясь навести в обители порядок. Но мир и спокойствие в монастыре так и не наступили, поэтому в 1900 году епархиальное начальство решило преобразовать мужской монастырь в женский.
Первой настоятельницей Катерлезского женского монастыря стала игуменья Леонида. Прежде она была монахиней Московского Страстного монастыря. Вначале, несмотря на небольшое число монахинь, жизнь в обители стала налаживаться. Но с появлением послушницы Евдокии все изменилось. Настоятельница Леонида часто болела, поэтому Евдокия занялась ведением хозяйства в монастыре. Она по-разному относилась к монахиням: поддерживала одних и притесняла других, что приводило к ссорам. Благочинный монастырей Таврической епархии архимандрит Иаков старался навести порядок в обители, но наталкивался на грубость некоторых сестер. Инокини не утруждали себя работой, основным источником доходов в монастыре становится сбор пожертвований. Такое положение дел тревожило благочинного Иакова, он советовал монахиням взяться за работу, заняться рукоделием, садоводством, огородничеством, и, прежде чем высылать на сборы пожертвований целый полк послушниц, усовершенствовать духовную жизнь, ибо послушницы дерзки, грубы и злоязычны.
Чтобы улучшить обстановку в монастыре, духовная консистория решила сменить руководство, новой игуменьей назначили монахиню Ксению, а казначеей послушницу Клеопатру. Новым благочинным монастыря стала настоятельница Топловской обители Параскева. Из обители пришлось удалить особенно активных нарушительниц спокойствия, и постепенно здесь воцарились мир и взаимное уважение. Это подняло авторитет обители среди местного населения, увеличилось число богомольцев.
Закрытие
Тревожные годы революции и гражданской войны мало изменили жизнь монастыря. Но после установления советской власти у женской обители начались проблемы. Катерлезский монастырь стал первым в Крыму, прекратившим свое существование.
В 1921 году Керченский уездный совет принял решение о закрытии монастыря и создании на его территории трудовой колонии. Часть монахинь, желающих сохранить постриг, переехали в Космо-Дамиановскую киновию, остальные остались в своей обители, но вынуждены были подписать документ об отказе от монастырского послушания. Они работали в саду и на виноградниках, разводили животных.
На территории монастыря открыли детский дом. Верующие поселка Катерлез просили передать им церковь святого Георгия в безвозмездное пользование. Но КрымЦИК отказал, мотивируя тем, что действующая церковь не может находиться рядом с детским учреждением. Однако в 1924 году Керченский райисполком решил ликвидировать и детский дом и церковь. Все здания разобрали на стройматериалы. Так погиб Катерлезский монастырь и церковь святого Георгия. Пострадал даже камень, на котором святой Георгий явился людям. От нескольких взрывов он разлетелся на куски, но часть камня с отпечатком копыта осталась.
Возрождение
В 90-х годах обитель начала постепенно возрождаться. В двух малопригодных для жизни зданиях поселились несколько монахинь и послушниц под руководством игуменьи Анилины (Ляшко). Они построили печки, запаслись дровами и углем, достали стройматериалы. Упорным трудом положили начало новой обители: не имея средств, стали расчищать место от камней для постройки будущего храма. В маленькой келии устроили временный храм, где проводятся Богослужения. Возобновились крестные ходы от церкви Иоанна Предтечи на гору святого Георгия, построена часовня, есть желание прихожан вновь построить храм святого Георгия. Будем надеяться, что скоро вновь зазвонят колокола над Катерлезской обителью.
Координаты: +45° 23' 40.33", +36° 26' 17.33"