Христианство в Крыму
Христианство в Крыму — распространение и судьба христианства на Крымском полуострове.
Первые сведения о христианах в Херсонесе и на Боспоре относятся к началу н. э. К III в. здесь уже сложились значительные христианские общины: упоминание о Херсонском (Херсонесском) епископе Капитоне, 7-м по счету, относительно к 325 г., тогда же упоминается и архиепископ Боспорский Кадм. Дальнейшее распространение христианства в Крыму связано с расселением в Юго- Западной Таврике ариан-готов и усилением влияния православной Византии, особенно при Юстиниане I. В последующие века хазарские власти не чинили христианам препятствий: в начале VIII в. существовали Сугдейская и Фулльская епархии во главе с епископами. Многие исследователи связывают последующую христианизацию Таврики с иммиграцией из Византии иконопочитателей в связи с иконоборчеством. Здесь возникает много монастырей, церквей, крещален. Однако значительная часть местного населения оставалась языческой и в середине IX в., когда великий славянский просветитель Константин (Кирилл) Философ проезжал в Хазарию через Крым, он активно проповедовал здесь христианство. Но уже к концу Х в. христианство в Таврике все более утверждается.
Именно здесь, в Херсоне, киевский великий князь Владимир Святославич и его ближняя дружина крестились в 988 г. и затем крестили киевлян и Русь. В дальнейшем увеличение числа христиан в Крыму связано с появлением на полуострове итальянских колоний и бегством сюда от ирано-турецких погромов армян. Как и прежде, основная масса христиан сосредоточивалась в горно-лесной зоне и в городах. То же было и в периоды Золотой Орды, Крымского ханства и Османской империи, власти которых не проводили акции массового гонения на христиан.
Первый удар по крымским христианам нанесло русское правительство, переселив основную их массу в 1778 г. в Приазовье. Но после присоединения Крыма к России на полуострове начинают восстанавливаться заброшенные монастыри и храмы, строятся новые. Массовая эмиграция крымских татар в Турцию и заселение полуострова русскими, украинцами, немцами и др. привело к христианизации всей территории Крыма. Наряду с православными церквами, в городах и многих селениях воздвигаются католические костелы, протестантские кирхи, молитвенные дома. Второй удар по христианству в Крыму был нанесен после установления советской власти. Были уничтожены все монастыри и множество храмов всех конфессий, остальные почти все закрыты, священнослужителей подвергли жестоким репрессиям. От этого удара христианство в Крыму не пришло в себя до сих пор.