Храм с аркадой (апостола Матфея)
Храм апостола Матфея или храм с аркадой — здание XIII века в Судаке, в котором была мечеть, католическая церковь и православный храм. Сегодня здесь устроен музей, экспозиции которого рассказывают об истории Судака и Генуэзской крепости. Здание расположено в восточной части цитадели (внутри Судакской крепости), к нему ведёт широкая дорога от ворот.
История
Впервые в литературе описан в 1642 г. и назван мечетью Айя-Баязид. На руссом плане 1771 г. назван Падиша-мечетью. Археологические исследования проводились в 1926, 1969–75 и 1986 гг.
О его назначении у историков нет единого мнения. По одной версии, оно было построено турками-сельдьжуками в 1222 году как мечеть, позже разрушено и вновь восстановлено в качестве православного греческого храма. Когда хозяевами крепости стали генуэзцы, они устроили здесь католическую церковь. А после взятия Судака турками в 1475 году храм вновь превращается в мечеть. По другой версии, генуэзцы использовали это здание под консульскую залу — своеобразное присутственное место.
Доподлинно известно, что строение из местного серовато-белого известняка возвели в XIII веке и неоднократно перестраивали, при внимательном осмотре можно различить четыре разновременные кладки. Здание прямоугольное в плане (14,34 м x 13,87 м), стены и крыша связаны друг с другом зубчатой гофрировкой. Центральная часть перекрыта большим полусферическим куполом без барабана. С юга к нему пристроили открытую галерею, образованную аркадой (поэтому некоторые исследователи называют его «Храм с аркадой»). Но при последующих перестройках два проема галереи замуровали, получился закрытый притвор. Окна и двери в середине этого помещения украшены резными наличниками с пышной резьбой в виде плетенки. Конструкция здания имеет многочисленные аналоги в мусульманской культовой архитектуре Малой Азии и Крыма этого периода.
Внутри здания сохранились остатки лестницы, которая когда-то вела на минарет. В южной стене находится молитвенная ниша — михраб, ее украшает восточный орнамент. Над нишей надпись на латинском языке: «Во имя Христа, аминь. 1423 года, в четвертый день января, эту постройку велел сделать …консул Талано Кристиано Мондиано». Рядом герб, на котором изображены крепостные башни. При реставрации под слоем извести обнаружили средневековые фрески, на одной из них был изображен святой Николай.
После присоединения Крыма к России в 1783 году в Судакской крепости разместился русский гарнизон — Кирилловский Новгородский полк, часть Донского казачьего войска. Здесь построили казармы, учредили комендатуру, выставили караулы. Бывшую мечеть переделали в православную церковь и освятили во имя апостола и евангелиста Матфея.
После ухода гарнизона из крепости церковь оказалась заброшенной. Но земли в Судакской долине были проданы или подарены многочисленным русским помещикам. Сами они постоянно здесь не жили, позволяя заниматься разведением и выращиванием виноградников татарам. Однако летом, к сбору винограда все съезжались для отдыха и продажи урожая. Храма же в Судаке не было, ближайшая православная церковь находилась в 40 верстах. Поэтому решили возродить службу в Матфеевской гарнизонной церкви, но 27 декабря 1810 года ее пришлось закрыть из-за ветхого состояния. Здание подремонтировали и вновь открыли в 1813 году. Но храм постепенно разрушался: в стенах появились трещины, в своде — дыры, к тому же, внутри из-за отсутствия окон было темно. Комиссия Духовной консистории обследовала храм и решила, что проводить Богослужения в нем опасно для прихожан, поэтому указом от 14 апреля 1817 года его закрыли навсегда.
В 1867 году Судак посетила Императрица Мария Александровна, она осмотрела развалины крепости и приказала очистить древнюю мечеть от мусора, а потом закрыть.
Судак постепенно разрастался, православного населения становилось больше, а строительство нового храма затянулось. В 1883 году вновь встал вопрос о реставрации древнего здания на Крепостной горе. Инициатором стал Николай Никифорович Маркевич, вице-президент Одесского Императорского Общества истории и древностей. Храм реставрировался на добровольные пожертвования прихожан, работы провели всего за четыре месяца. Известного художника-киммерийца профессора Академии художеств Л. Ф. Лагорио пригласили для внутреннего оформления храма. Его кисти принадлежит образ Божией Матери Скорбящей. 2 октября 1883 года обновленный храм вновь освятили.
Координаты: +44° 55' 31.30", +34° 57' 43.75"