Всехсвятская церковь
Всехсвятская церковь — небольшая церковь в Симферополе во имя Всех Святых у входа на Первое гражданское кладбище, или Старое, как его называют в народе. Это единственный храм в городе, который никогда не закрывался.
Святыни
В храме хранится уникальное изображение Христа Спасителя, отпечатанное на стекле как негатив, за которым стояла икона Спасителя. Изображение выносят к верующим после литургии.
История
От других храмов Симферополя Всехсвятская церковь отличается простотой архитектурных форм. Здание построено в классическом стиле: прямоугольное в плане, вытянутое с востока на запад, с полукруглой апсидой и возвышающимся в центре куполом, над входом — треугольный фронтон. Единственное украшение церкви — колокольня, расположенная в западной части, с арочными проемами и капителями по углам. По свидетельству археолога О. И. Домбровского, в росписи Всехсвятской церкви принимал участие академик Николай Самокиш (1860–1944).
Церковь была построена на средства купца В. Б. Масленникова и освящена 14 июня 1864 года во имя Успения Святой Праведной Анны. Иконостас взяли из Александро-Невского собора, к которому церковь была приписана. В кладбищенской церкви отпевали и поминали усопших. Со временем изменилось ее название, она стала называться церковью Всех Святых.
На Старом кладбище покоятся многие выдающиеся люди: епископ Таврический Михаил (Грибановский), знаменитый крымский художник Н. С. Самокиш. Рядом с церковью могила Таврического архиепископа Гурия (Карпова), управлявшего епархией с 1867 по 1882 год.
Церковь Всех Святых — единственный храм в городе, который никогда не закрывался. Богослужения под его сводом проводили и в годы гонения на церковь и в тяжелое военное время. Возможно, поэтому именно в этом скромном храме произошло чудесное явление. В ноябре 1998 года в приделе святого великомученика Георгия Победоносца сняли для реставрации икону Христа Спасителя. Когда в реставрационной мастерской образ освободили от стекла, увидели необычное изображение Спасителя, отпечатанное на нем как негатив. Настоятель храма протоиерей Вячеслав Цешковский незамедлительно сообщил о случившемся архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю. По его указанию была создана комиссия, в состав которой вошли авторитетные священнослужители, ученые и художники. Освидетельствовав икону, они пришли к мнению, что изображение на стекле — нерукотворный отпечаток иконной росписи, оно представляет собой тонкий налет, состоящий из двух органических кислот и воска. Трудно сказать, как оно появилось. Одно из предположений ученых таково: молекулы кислот могли диффундировать из подкрасочной восковой грунтовки, выделиться из паров горящих восковых свечей или синтезироваться из атомов воздуха. Не исключали они и такой возможности, что фотокопия могла возникнуть под действием неизвестной энергии, исходящей от иконы.
Интересен и тот факт, что, пока проводились исследования, изображение претерпевало изменения. Налет, прежде мягкий, затвердел настолько, что трудно было взять соскоб. Изображение стало четче, появились новые детали. Теперь можно было сказать, что отпечаток на стекле не полностью соответствует оригиналу. В отличие от иконы, на стекле нимб у Христа имеет общие очертания без украшений, более четко отпечаталась правая рука.
Уникальное изображение бережно хранят в храме, его выносят к верующим после Божественной литургии.
Адрес: Симферополь, пер. Учебный, 5 (р-н Центрального рынка).
Координаты: +44° 56' 28.90", +34° 5' 22.50"