Источники Косьмо-Дамиановского монастыря

Косьмо-Дамиановский источник
Косьмо-Дамиановский источник

Источники Косьмо-Дамиановского монастыря

О чудотворном источнике в Косьмо-Дамиановском монастыре знают многие. Но существуют еще два родника, находящиеся рядом с обителью и имеющих полное право носить имена святых бессребреников Косьмы и Дамиана, но не Римских…

Православная Церковь чествует три пары святых врачевателей с именами Косьма и Дамиан: мучеников и бессребреников Аравийских (память 17/30 октября), бессребреников и чудотворцев Асийских (память 1/14 ноября) и мучеников бессребреников и чудотворцев, пострадавших в Риме в 284 году (память 1/14 июля). В честь последних назван источник, находящийся в монастыре. Недалеко от него, к югу, выше обители, расположены еще два монастырских источника — верхний и средний.

В крымских легендах и преданиях о монастырском источнике Косьмы и Дамиана встречаются факты из житий всех шести святых. Вот примеры.

В одних сказаниях бессребреники пострадали при императоре Карине, в другом — при Диоклетиане. Часто Косму и Дамиана называют близнецами, и даже деревья на их могилах выросли похожими друг на друга как две капли воды. Однако жития нам говорят, что близнецами были лишь Косьма и Дамиан Аравийские, кстати, пострадавшие при Диоклетиане, тогда как Римские братья — при игемоне Карине.

Одна из легенд сообщает о том, что братья-врачи вымолили у Господа целебный родник для местных жителей, после чего удалились на родину, где скончались своей смертью. Они же отличались особым состраданием к животным. Из житий узнаем, что своей смертью умерли только Асийские братья.

Они любовью относились они и к людям, и к зверям. Одно из первых чудес у крымского источника — возвращение жизни животному — мертвому барашку.

Бесспорно то, что во время своих явлений бессребреники не раз называли дату 1 июля, но ведь в честь римских врачей и назвали главный нижний источник. Поэтому два находящихся вблизи родника не могут именоваться иначе, как в честь других святых целителей, о которых говорят жития и предания. Кроме того, официальные названия этих трех родников одинаковы: Монастырский, с уточнением — нижний, средний и верхний. Три Монастырских родника — во славу Святой и Единосущной Троицы!

Печатается по изданию «Святые источники Крыма» (составитель Протоиерей Валентин Ромушин, Симферополь, 2011).