В Крыму отмечают юбилей Антона Чехова

Опубликовано 11.10.2010

Известные драматурги, театральные критики и режиссеры, чьи спектакли были представлены на Чеховском фестивале, приехали в Крым. В доме, где жил Чехов, многие из них давно мечтали побывать.

По узким улочкам, никем не узнаваемый знаменитый швейцарец Даниэле Финци Паска спустится к домику, спрятанному в скалах. Здесь, в Гурзуфе, Чехов уединялся, чтобы писать.

Для иностранного режиссера сделают исключение — пустят в святая святых, комнату Антона Павловича. Обычно она закрыта для посетителей. А потом он будет долго смотреть на бушующее море.

Даниэле Финци Паска, режиссер (Швейцария): «Я потрясен. Я читал об этом месте. Но не мог себе даже представить, что море настолько близко — оно чуть ли не врывается в двери дома, в котором работал Чехов».

Именитые режиссеры со всего света. Организаторы Чеховского фестиваля не случайно собрали всех их в Крыму. Каждый в этот юбилейный для писателя год уже показал на сцене своего Чехова. Но в этом, особом месте в жизни драматурга, многие только мечтали побывать. Англичанин Деклан Доннеллан — это его «Три сестры» шли в Ялтинском театре, который носит имя писателя — признается: прилетел сюда послушать чеховских чаек.

Деклан Доннеллан, режиссер (Великобритания): «Я много раз слышал крики чаек у себя в Англии и в Ирландии, но когда читал чеховскую «Чайку», я всегда думал, что эти птицы кричат как-то по особенному в месте, где жил и творил писатель».

Приговоренный к пожизненной южной ссылке из-за болезни, туберкулеза, Чехов продает права на издание полного собрания своих сочинений, чтобы купить домик под Ялтой. Здесь, на русской Ривьере, пройдет осень жизни писателя. Здесь он напишет «Вишневый сад», «Три сестры», здесь и сегодня можно встретить даму с собачкой на набережной Ялты.

На набережной, где началась одна из самых пронзительных историй любви, сейчас памятник не только писателю. А деревья на знаменитой белой даче Чехов посадил своими руками. Жив и сад «вечной весны» — он подобрал растения так, чтобы всегда что-то цвело.

Всемирно известные режиссеры засыпают экскурсоводов вопросами и внимательно вглядываются в старинные снимки. Александр Галибин уже бывал в Ялте, когда собирал материал для своего спектакля «Братья Ч». Но до сих пор под впечатлением от аскетизма быта писателя.

Александр Галибин, режиссер, актер: «Скромность, в которой жил, потрясает, потому что есть только самое необходимое, то есть кровать, стол, авторучка, и то, что нужно, чтобы умыться. Все и больше ничего».

Выступлением маэстро Спивакова юбилейный Чеховский фестиваль закрылся. На южный город опустилась ночь, но по дороге в аэропорт они еще раз навестили «Даму с собачкой» и великого писателя, чьи дни здесь медленно таяли под шум моря и крики чаек.