Жители Крыма — о соглашении между Россией и Украиной

Опубликовано 26.04.2010

Жители Крыма — о соглашении между Россией и Украиной о Черноморском флоте:

«До сих пор не верится, что третья оборона Севастополя закончена». Так в городе восприняли подписание договора о Черноморском флоте.

Накануне ратификации в Госдуме и Верховной раде договора о продлении срока пребывания Черноморской базы в Крыму корреспондент «КП» отправился в Севастополь, чтобы узнать, что означает для города русских моряков документ, подписанный 21 апреля в Харькове президентами Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем.

В Крым рванули российские бизнесмены

— …До Ялты не подбросить? — В аэропорту Симферополя мы прощаемся с бизнесменом Виктором, с которым прилетели из Москвы. О том, что он собирается там делать, Виктор рассказал еще в самолете: он представляет одну известную российскую компанию, которая в 2006 году приобрела санаторий под Ялтой. Все эти четыре года здравница была в замороженном состоянии. По словам бизнесмена, причиной тому — непонятное поведение прежних украинских властей, когда-то Ющенко усомнился в правильности сделок с российским бизнесом, и оттого работать было невозможно: «То ли отберут, то ли дальше мурыжить будут…»

— А теперь? — спросил я его.

— Все стало яснее, — отвечал мне бизнесмен. — После подписания договора общий тренд развития отношений стал ясен. Вот меня шеф сюда и отправил. За месяц управимся с ремонтом, наймем с полсотни сотрудников из местных жителей и начнем работать. На новые рабочие места уже выстроилась очередь желающих…

Пресловутый харьковский договор стал сигналом не только для компании Виктора: по пути в Севастополь хозяин мини-гостиницы, бывший офицер Черноморского флота, делает большие глаза:

— Что творится, не пойму… Курортный сезон еще не начался, а у нас мест в гостиницах нет. Коммерсанты из России сюда просто валом повалили…

«Маразма про голодомор в наших учебниках больше не будет»

На улицах Севастополя только и разговоров, что о Черноморском флоте, который по договору будет стоять здесь до 2042 года. Общая радость постоянно дополняется новой позитивной информацией.

— Слышали? — общается с покупателями продавщица в магазине. — Азаров пообещал, что в этом году из-за договора цены на газ повышаться не будут.

— А еще, сам только что видел по телевизору, — добавляет паренек, — Россия к нам один из «Мистралей»* пригонит!

— А нам пенсию повысили, — с благодарностью говорит какая-то бабушка.

— Только севастопольцам? — спрашиваю.

— Да нет же — по всей Украине такое. Пусть попробуют «западенцы» теперь сказать, что от моряков русских пользы нет!

Здесь же восхищаются и другим решением Януковича: неизменная парочка в виде мэра Севастополя Куницына и его зама Казарина, когда-то назначенная Ющенко и честно отрабатывавшая указания из Киева, переведена на должность свадебных генералов: Куницын стал полпредом Януковича, а Казарин — снова его замом. Зарплаты и почет сохранились, а вот полномочия — нет.

Активистка русского движения Лена при нашей последней встрече, около полугода назад, выглядела откровенно растерянной. Тогда она с соратниками готовилась к президентским выборам и откровенно не ждала от сонма кандидатов ничего хорошего для Севастополя и флота: мол, все накануне выборов могут пообещать сохранить флот, но на деле каждый постарается его выгнать. Сейчас она пребывает по-настоящему в весеннем настроении.

— До сих пор не верится, что третья оборона Севастополя закончилась, — довольно улыбается она. «Третьей обороной» здесь давно называют то противостояние, с которым русские города-героя сопротивлялись насильственной украинизации и отстаивали Черноморский флот. — Столько за это боролись, неужели получилось?..

— Настроение резко поменялось, — подтверждает ее подруга Юлия. — Хотя работы еще много: будем восстанавливать все то, что Ющенко с Тимошенко разрушили: связи, образование…

Юлия преподает в одной из севастопольских школ и говорит, что «харьковский договор» стал своеобразным катализатором перестроечных процессов в городе. Консультативный совет по русскому языку, например, в данный момент внимательно изучает все те учебники, что тоннами приходили из «оранжевого» Киева.

— Мы уже точно знаем, чего не будет в новых учебниках, по которым станут учиться наши дети, — убежденно говорит она. — Всего этого маразма про голодомор, про «героев»-бандеровцев и прочую мразь. Еще там не будет бреда о «древней 140-тысячелетней украинской цивилизации».

«На лицах — надежда. Как весной 45-го»

Глобальное потепление российско-украинских отношений в Севастополе чувствуется во всем. На Приморском бульваре греются морские пехотинцы Черноморского флота. Мимо проходит наряд милиции, но на морпехов — ноль внимания. Хотя еще недавно русским морякам, вышедшим в увольнительную в город, органы уделяли повышенное внимание: нещадно штрафовали за «незаконное пребывание» на Украине.

— Давно уже такого нет, — довольно говорит Евгений из Волгограда, один из «черных бушлатов», с которым я разговорился. — После выборов как по команде прекратили проверять у нас документы.

Судя по всему, антироссийская лихорадка закончилась не только у милиционеров, но и у сотрудников СБУ (Службы безопасности Украины) в Севастополе. За два последних месяца с их стороны — ни одной придирки к нашим морякам. Такое ощущение, что креативный центр местного СБУ, который ранее едва ли не каждую неделю сочинял новые байки о русских шпионах в Севастополе, вдруг ушел в бессрочный отпуск.

— Ты ему расскажи лучше, как дедушку на улицу выносили, — вступает в разговор сослуживец Евгения.

— А, да: вчера буквально идем, женщина нас просит: помогите деда вынести: хворый он, не ходит, на солнышко хочет. Посадили его в кресло, поздравили с наступающим Днем Победы, а он поглядел на людей и расплакался: на их лицах, говорит, точно такая же вера в будущее, как весной 45-го…

У самой кромки моря, возле знаменитого памятника «Затопленным кораблям», на рюкзаках сидит группа молодежи с гитарой:

— …Город, рожденный держать оборону…

Как можно резать границами волны?

Как поделить море и чаек,

Радости, праздники, боли, печали?

Это не высказать ни в какой песне:

Как поделить кровь, пролитую вместе?..

Ющенко рассказывает об утрате «незалежности»

Недоуменные лица Ющенко, Тимошенко, бывшего начальника СБУ Наливайченко и прочих «померанчевых» панов и панночек с удвоенной силой замелькали теперь на украинских телеканалах. «Соратники» комментируют харьковский договор, рассказывая обывателям что-то про кровавые доллары, отсутствие будущего у Украины и потерю «незалежности», которой они в поте лица так старательно все эти годы добивались. Апокалипсис, да и только.

— Тогда издевались и сейчас тоже. — Смотрит вместе со мной телевизор в кафе еще один мой севастопольский знакомый — бывший офицер-черноморец Сергей Дмитриевич. — Для Ющенко — чем хуже и напряженнее жизнь в Севастополе, тем лучше. Это же по сути своей — моногород, градообразующим предприятием в котором является Черноморский флот. Убери флот — город вымрет. Помимо 14 тысяч военнослужащих, с ЧФ так или иначе связаны до 60 тысяч жителей города. Ведь, помимо кораблей, ЧФ содержит и береговую инфраструктуру, включая часть канализации, театры, яхт-клуб. Кроме того, в отличие от американцев, которые на свои базы привозят даже продукты исключительно из США, черноморцы закупают их здесь же. Просчитать количество людей, граждан Украины, задействованных в этой цепочке, невозможно…

Очередной телеговорун с плохо скрываемой злостью в это время говорит о русской общине Севастополя.

— Вот м…к! — ругается Сергей Дмитриевич. — Мы, оказывается, «русская община». Как будто сидим бог знает где и представляем собой небольшую кучку ностальгирующих русских.

Вслед за «оранжевым» Киевом заголосили и местные «патриоты», хотя их в Севастополе по пальцам пересчитать можно. Известный русофоб, главный редактор местного телеканала «Бриз» Мирослав Мамчак, например, пугает население байкой о том, что, обновляя флот, россияне обязательно притащат сюда ядерное оружие. Когда-то Мамчак насмешил Севастополь, переписав гимн города, «Легендарный Севастополь». Он из «гордости русских моряков» стал именоваться «Бiлокаменна столиця українських морякiв».

«Москва» останется в городе!

Стоянка ракетного крейсера «Москва» пуста: флагман Черноморского флота отправился на большие учения и вернется домой лишь в сентябре. Севастопольцы провожали его в боевой поход с тревогой: тогда по городу поползли навязчивые слухи о том, что Россия уже начала выводить флот из бухт и после учений «Москва» будет приписана к Тихоокеанскому флоту.

— Никуда крейсер не денется, — опровергли байку офицеры из штаба ЧФ. — А насчет слухов… Догадайтесь сами, кому выгодно было их распускать…

— Все эти пять лет нас постоянно этим зомбировали, — с горечью вспоминает депутат Ленинского райсовета Ольга Тимофеева. — Мол, готовьтесь к тому, что после 2017 года флота здесь не будет. И вся пропагандистская машина «оранжевых» только на это и работала. В расчет не бралось то, что город своим рождением обязан флоту. Без него не было бы Севастополя. Это как от матери взять и отказаться вдруг.

И Ольга рассказывает, зачем она занялась не совсем женским делом — политикой. Свою деятельность она начала с защиты памятников, которые прежние городские власти пытались спрятать за «новым обликом» города, а то и вовсе снести.

— Это неспроста! — уверена она. — Таким образом они хотели изменить наше сознание с помощью изменения среды. Чтобы через много лет сказать: чего вы тут отстаиваете? Флот ржавый, памятников нет… Какой же это город славы русских моряков? Когда человек теряет ориентиры, с ним можно делать что угодно.

— …Леха, она зацвела! — вдруг звонит мне хозяин мини-гостиницы, в которой я остановился. Я приезжаю к нему и вижу его довольное лицо. Он тащит меня в свой садик, и скоро мы вдвоем разглядываем несколько цветочков на саженце груши.

— Ну, так и должно быть, — не до конца понимаю я его радость от ординарного в общем-то события. — Весна же…

— Это особенная весна и груша особенная! — продолжает он радоваться. — Ее пять лет назад мой знакомый выбросить хотел: хилая она была. А я взял. И загадал тогда: если не погибнет и зацветет, флот в Севастополе останется, врубился?!. Поливай, не жалей воды!