К пещере Сюндюрлю-Коба

Сюндюрлю-Коба (Потухшая пещера)

Поход к пещере Сюндюрлю-Коба — это несложный маршрут выходного дня. Он небольшой по протяжённости, но пройдя по нему, вы получите массу удовольствия от открывающихся панорам на Байдарскую долину, урочище Ай-Димитрий, каньонов речек Узунджа и Бага, Главной гряды Крымских гор. И, наконец, посетите одну из карстовых пещер этого района, о которой в Крыму ходит много легенд и приданий.

Маршрут

Автобусом Севастополь — Передовое, отправляющимся от автостанции на 5 км, доезжаем до с. Новобобровка. Автобус отправляется в 9:00. Время в пути — 1 час 10 минут.

В Новобобровке, сразу напротив остановки, стоит здание сельского клуба. Слева от него магазин. Проходим между этими двумя строениями и оказываемся на сельской улице, спускающейся к реке Бага. У реки улица поворачивает направо и идет между домами и рекой. На противоположный берег переходить не надо. По улице выходим за село. На первой развилке выбираем правое, более широкое ответвление. Через некоторое время нам нужно будет свернуть на тропу влево. Важно не проскочить нужный поворот. Начало тропы заметно плохо и больше похоже на колею от мотоцикла. Она уходит под прямым углом от нашей дороги и поднимается вверх. Выше она станет более отчетливой, а еще через несколько минут будет ответвление вправо, отмеченное небольшим туриком. Сворачиваем на него. Теперь уже проблем с ориентированием не будет.

Идем все время вверх. На нашем пути встретится всего две развилки, скорее не развилки, а узла, от которых отходят по 4–5 троп. Первый — на каменистом пятачке. Здесь никуда не сворачиваем. Продолжаем держать прежнее направление, забираясь вверх. Вторая развилка будет в лесу. Вот тут ориентироваться куда сложнее. От развилки отходят 5 троп и каждая помечена маркировкой. Пятна маркировки в основном розового цвета. Их нужно игнорировать. Эти тропы, хотя они широки и привлекательны, нам не подходят. Наша тропа — малоприметна. Чтобы её найти, проходим мимо кормушки не теряя прежнего направления. В нескольких шагах за кормушкой, на стволе дерева, видим коричневое пятно. Когда-то оно было оранжевого цвета, но краска осыпалась и выцвела, оставшись лишь местами в виде мелких точек. Это пятно отмечает тропку, которая нам и нужна. Дальше по пути слева будут два примечательных буковых дерева, которые тоже могут служить ориентирами. Одно — со стволом покрытым наростами, другое — толстенный бук с раздвоенным стволом.

Сюндюрлю-Коба (Потухшая пещера)
Вход в Сюндюрлю-Коба (Потухшая пещера)

Дорога идет вверх то лесом, то выходя на поляны. На открытых пространствах не забывайте оглядываться назад. Виды на Байдарскую долину отсюда превосходны. Через некоторое время мы поднимемся на перевал ниже вершины Сюндюрлю-Каясы. Вершина будет слева от нас, к ней ведет тропка ответвляющаяся влево.

Пейзаж, открывающийся с вершины, сам по себе привлекает внимание, но наша цель — пещера.

Вход в неё в глаза не бросается. Часто приходится слышать, что обнаружить вход, не зная точного местоположения, очень сложно. Бывает люди по нескольку раз проходят мимо, даже не подозревая, что он буквально в нескольких метрах.

Чаще всего искать рекомендуют по схеме предложенной краеведом И. Веникеевым в книге «Севастопольские маршруты». А именно: на линии соединяющей вершину горы (на ней установлен триангулятор) и Новобровку, на 20 метров ниже вершины. Имеется в виду расстояние по вертикали, а не по склону. По склону будет метров 100. Метод не плох, но предложим и другой вариант. Ниже триангулятора с южной стороны на просторной поляне стоит щит с надписью: «Памятник археологии. Пещера Сюндюрлю-Коба». Возле щита проходит тропа. Если вы находитесь лицом к щиту, то пещера будет как раз по ходу вашего движения. Следующий приметный ориентир — будет дикая яблоня справа от тропы, отлично видимая от щита. Метрах в 10–15 ниже яблони, так же справа от тропы, будет небольшой турик, отмечающий поворот к пещере. Вход — буквально в нескольких метрах. Он прячется ниже кустарников, растущих возле турика. Посетив пещеру, не поленитесь добавить к турику хотя бы по камушку, позаботьтесь о тех, кто придет после вас.

Возвращаться в Новобобровку можно как по той же самой дороге, так и спустившись с противоположного склона к реке Баге. Время в пути в обоих случаях примерно равное.

Кстати, собираясь в пещеру, не забудьте взять с собой фонарик, а лучше — несколько, на каждого участника похода.

Координаты пещеры: +44° 30' 20.90", +33° 53' 18.80"