Свято-Успенский монастырь

В период турецкого Крымского ханства, монастырь служил главным оплотом православных христиан полуострова.

Свято-Успенский мужской монастырь. Фото: thisisbossi

Свято-Успенский мужской монастырь — один из «пещерных монастырей» Крыма, основной центр православия на полуострове в период Крымского ханства. Расположен в отвесной скале возле Бахчисарая. Это один из самых древних, наиболее известных и посещаемых православных монастырей в Крыму.

Описание

Монастырь состоит из нескольких ярусов. На нижнем ярусе пещер — дом настоятеля со звонницей, у подпорной стены — небольшая часовня над источником (сегодня он вытекает ниже на уровне площадки в специально устроенном каменном ограждении). К ряду искусственных пещер, служивших кельями, пристроены помещения для паломников с отопительной системой и электричеством.

Широкая каменная лестница, вырубленная в массиве скалы (сегодня она облицована гранитными плитами), ведёт на площадку второго яруса. Отсюда более узкая лестница приводит в древнюю Успенскую церковь, полностью высеченную в массиве скалы. Стены этого светлого белокаменного зала сохраняют следы первоначальной обработки: справа вдоль стены расположены четыре колонны, слева — оконные и дверной проемы, выходящие на долину Марьям-дере. Вдоль этой стены снаружи устроен балкончик.

На скале сияет огромная фреска — образ Богоматери с Младенцем в окружении ангелов и семи херсонесских священномучеников. Главная святыня — древнейшая чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница) была утрачена, по одним данным в 1918 году, по другим, во время ВОВ. Предание утверждает, что это была одна из 72-х икон Богородицы, написанных собственноручно Евангелистом Лукой, то есть фактически это был «портрет с натуры».

Ряд церквей Успенского монастыря поражают своими акустическими свойствами: в нескольких шагах к северу по карнизу от площадки перед входом на лестничный проход, ведущая в церковь Пречистой Богородицы, не слышен шум голосов на площадке, в храме Константина и Елены алтарь находится в акустическом фокусе, так что при богослужении звук, отражаясь от стен пещеры, не только распространяется направлено, но и усиливается, а доходя до скал Чуфут-Кале, звуковые волны попадают в рупорообразные пещеры и, отражаясь возвращаются в Успенский монастырь, воздавая впечатление, что молитвы читают все скалы в округе. И все это в горном воздухе, смешивающимся с запахом лампад, пахнущим можжевеловыми рощами и чабрецом.

Фреска
Фреска на скале Успенского монастыря

Успенский монастырь входит в экскурсионный маршрут Бахчисарайского историко-культурного заповедника.

История и легенда

Легенда о его основании, приводимая русским историком XVII столетия Андреем Лызловым, повествует о «змие, людей и скот пожиравшем», о молитвах окрестных жителей пресвятой Богородице, «дабы их от онаго злаго змия свободила», о явлении чудотворной иконы прямо на скале и о горящей перед ней свече; икону пытались с почестями перенести в дом местного князя, но она вновь оказывалась на скале. Тогда-то и были высечены в скале ступени, ведущие к ее образу, а затем и храм, вокруг которого возник монастырь. Явление святой иконы произошло 15 августа (по новому стилю — 28 августа), поэтому храм посвящен Успению Богоматери. Живописное ущелье, названное по имени Богородицы, напоминает пейзаж древнего Афона, поэтому природно-архитектурный ансамбль Успенского монастыря получил впоследствии наименование Русский Афон.

В окрестных долинах христианское население (как о том свидетельствуют могильники) существовало уже с VI в., и вполне естественно появление в это время церквей и монастырей. Тем более это относится к такому издревле почитаемому месту, как Успенская скала с ее животворным источником. В прошлом веке исследователями неоднократно отмечалось постоянное духовное общение монастыря с находящимся близ Трапезунда монастырем Сумела: он был основан в конце IV в. и в его главном храме во имя Успения Богоматери находилась чудотворная икона Одигитрии. Согласно преданию, именно в этом храме хранилась икона Богоматери, чудесным образом перенесенная на скалу близ Бахчисарая. Добавим, что легенда в символической форме повествует о миграции иконопочитателей с малоазийских берегов в Таврику. Наконец, немаловажно и свидетельство известного отечественного археолога и историка Н. И. Репникова, имевшего возможность видеть икону Богоматери из Успенского монастыря в 1914 г.: «Поясная рельефная фигура Одигитрии выполнена воско-мастичной техникой VIII–IX вв. Уникальный памятник закоптел, неоднократно возобновлялся», — писал он. (Негативы хранятся в фототеке Музея Этнографии в Санкт-Петербурге.)

Успенский монастырь
Свято-Успенский мужской монастырь. Вид со второго яруса

Монастырь был почитаем не только христианами, но и мусульманами; сам основатель династии Гиреев перед военным походом просил помощи у Пресвятой Богородицы, обещая, по словам Лызлова, «знаменитое приношение и честь ее образу воздати». Поступал же он так: продав одного-двух самых лучших коней, накупал воску на свечи и ставил их весь год; такой же обычай соблюдали и его преемники. Успенский монастырь нередко упоминается в источниках XVI–XVIII вв. По сохранившимся документам русские цари Федор Иоаннович и Борис Годунов оказывали монастырю материальную поддержку. В Успенском монастыре неоднократно бывали и русские послы, которые «по окончании дел у хана служили там благодарственный молебен». Русское правительство через Успенский монастырь стремилось распространить свое влияние на крымских христиан. Оно использовало это влияние, чтобы осуществить переселение в Приазовье крымских христиан в 1778 г. По приказу Екатерины II командующий русскими войсками в Крыму граф Румянцев предложил главе крымских христиан митрополиту Игнатию переселиться со всеми христианами в Россию, на берега Азовского моря. Игнатий развернул широкую пропаганду по всем греческим селам, и в результате большинство крымских христиан решились навсегда оставить родину. В числе переселенцев были и жители греческой деревни Мариамполь, которые основали на новом месте город Мариуполь. Следы покинутого ими селения видны на левом склоне ущелья напротив Успенского монастыря. Это остатки разрушенных домов, вырубленные в скале лестницы, пещеры.

Переселенцы вывезли с собой в Приазовье и чудотворную икону Богоматери: до 1918 г. она находилась в Успенском храме г. Мариуполя. После революции следы её теряются.

Однако оставшиеся в Бахчисарайской округе христиане не допустили упразднения Успенского храма: они стали требовать у последнего крымского хана Шагин-Гирея священника. С большим трудом, действуя уговорами и угрозами, хану удалось заставить служить в Успенском храме прибывшего в 1781 г. на Южный берег греческого священника Константина Спиранди.

Церковь
Церковь в Свято-Успенском монастыре

В 1783 г. Крым становится частью Российской империи. Русские войска, расквартированные под Бахчисараем, расширили Успенскую пещерную церковь и лестницу, ведущую к храму. На место вывезенной греками чудотворной явленной иконы Богоматери Одигитрии была помещена в храме икона Успения Богоматери — дар Бахчисарайского коменданта полковника Тотовича (серба по происхождению); он же устроил иконостас, а губернатор Коховский — царские двери. От этой иконы продолжали совершаться чудотворения; по-прежнему это место было окружено почитанием среди местных жителей, которые неизменно 15 (28) августа в день Успения Богоматери собирались у Успенской скалы; среди них бывали и государи Российские, и члены царствующего дома. В 1818 г. посетил Успенский пещерный храм Александр I; по воспоминаниям, он спросил сопровождавшего его священника Спиранди указать ему место явления иконы на скале; Спиранди, выйдя с императором из храма на балкон, указал на стену с изображением на ней Богоматери. Государь велел подать себе лестницу и свечу, зажег ее и, взойдя по лестнице, приложился к образу, а потом прилепил перед ним горящую свечу.

Однако в 1789 г. в Бахчисарае был возведен Николаевский собор и монастырский священник перебрался туда, а Успенский храм стал кладбищенской часовней. Глубокие исторические корни христианства в Крыму, привлечение нового православного населения, привели к идее возрождения древних христианских святынь, получившей полную поддержку русского правительства.

Бахчисарайский Успенский скит был открыт в 1850 г. благодаря энергии и стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, выступившего с предложением о восстановлении древних святых мест в Крыму.

Постепенно монастырь украсился новыми храмами и другими зданиями. В нем уже различали три яруса: внизу, в долине, находились трапезный корпус со службами, две гостиницы для паломников; в среднем ярусе были возведены дом настоятеля (сохранился), легкая узорчатая Иннокентиевская церковь, в честь св. Иннокентия Иркутского, построенная в 1896 г.; фонтан в виде часовни, три пещерные кельи; в верхнем ярусе находились Успенская пещерная церковь, пещерная церковь евангелиста Марка, устроенная в 1859 г. на пожертвования симферопольского чиновника Марка Айвазова. В 1857 г. под скалой над обрывом возведена церковь свв. Константина и Елены, на пожертвования Екатерины Борковой; кроме того, колокольня и 13 пещерных келий. В 1875 г. на противоположной стороне оврага был сооружен храм Георгия Победоносца: его ктитором стал генерал Перовский. Таким образом, к началу XX в. в монастыре уже было пять действующих храмов. На первых порах монахов было семеро; к концу века их стало 30 человек.

Свято-Успенский мужской монастырь

Кроме храмов, на территории монастыря был еще ряд сооружений: дом настоятеля, трапезный корпус, где находилось 6 келий; для остальных кельи были устроены в скале и под скалой. Для приема паломников были выстроены два двухэтажных дома. При въезде из города в монастырь были сооружены ворота и две кельи.

К Успенскому скиту были приписаны две церкви вне его территории: св. Анастасии, в 10 км от Бахчисарая в Качи-Кальоне, до 1851 г. являвшаяся домовой церковью землевладельца Хвицкого, и церковь Введения Божьей матери в Симферополе.

Во время героической обороны Севастополя 1854–1855 гг. в монастыре размещался госпиталь. Места захоронения воинов можно видеть напротив монастыря. Среди надгробий — памятники генерал-адъютанта П. А. Вревского и генерал-майора П. В. Веймарна, погибших 4 августа 1855 г. в сражении при Черной речке.

В 1921 г. Успенский монастырь был закрыт. Лишь часть его построек сохранилась до наших дней. Сегодня монастырь вновь стал действующим и ведутся активные работы по его возрождению и обустройству древних святынь. Над лестничной площадкой, ведущей непосредственно в монастырь, недавно возведена надвратная часовня с позолоченным куполом и крестом над ним: внутри она расписана изображениями архангелов. В самом храме мозаичный пол, предалтарная преграда и киоты выполнены из белого камня, украшенного резьбой, воспроизводящей некоторые византийские мотивы.

Окрестности

Немного ниже монастыря начинается территория археологического заповедника и ореховая роща, где еще сохранились вековые деревья. Рядом с дорогой — братское кладбище советских воинов, умерших от ран в госпиталях Бахчисарая в период первой героической обороны Севастополя и его штурма в мае 1944 г. Здесь покоится прах 170 воинов.

Свято-Успенский пещерный монастырь возле Бахчисарая — аэросъёмка с беспилотного аппарата

Как добраться?

К Свято-Успенскому мужскому монастырю можно добраться городским транспортом — автобусом № 2 от железнодорожного вокзала в Бахчисарае или маршрутным такси до конечной остановки «Староселье». Рядом находится оборудованная автостоянка. От конечной остановки автобуса за живописной группой пирамидальных тополей, справа, начинается подъем по каменистой дороге к монастырю (1,5 км). Но интереснее пройти пешком от Ханского дворца по ул. Исмаила Гаспринского, мимо старинной мечети Тохталы-Джами, построенной в 1707 г., вдоль отвесных скал, под прикрытием которых ещё сохранились старые усадьбы.

Координаты: 44° 44' 40.80", 33° 54' 35.50"