Меню

Кыз-Кермен

Кыз-Кермен (Девичья крепость, тюрк.) — мысовое средневековое городище в Крыму на оконечности мыса Кыз-Куле-Бурун в 4,5 км к юго-востоку от Бахчисарая, около села Машино, на противоположной от Тепе-Кермена стороне долины. Здесь обнаружены остатки оборонительной стены, каменного вала, жилые постройки, винодельческий комплекс. Известны три пещерных сооружения, вырубленных в скалистом склоне северного обрыва плато.

Плато, где когда-то размещалось укрепленное поселение, представляет собой очень узкий (шириной всего около 130–200 м), вытянутый (свыше 1 км) в южном направлении выступ куэсты. Несмотря на то, что с севера на этот мыс попасть несложно, его крайняя южная оконечность с древнейших времен служила надежным убежищем. На рубеже старой и новой эры здесь находилось позднескифское поселение, а в раннем средневековье в самой узкой части мыса тянулась, перегораживая плато, оборонительная стена, усиленная двумя полукруглыми башнями.

Хотя Кыз-Кермен раскрыл археологам остатки нескольких средневековых усадеб — жилые и хозяйственные постройки, а также традиционные для Предгорья винодавильни-тарапаны, к числу «пещерных» городов этот комплекс можно отнести лишь с большой натяжкой. Высеченных в камне помещений тут обнаружено только три. Что это — случайность или же укрепление на мысе Кыз-Куле-Бурун — памятник культуры совсем другого народа? Некоторые историки считают, что, в отличие от соседних византийских укреплений, данную крепость основали хазары — более позднее пришлое население Юго-Западного Крыма.

Вызывает споры и название городища: уж очень много в Крыму «девичьих башен»: и в Черкес-Кермене, и в Кыз-Кермене, и в Судакской генуэзской крепости. В легендах и преданиях такие сооружения шаблонно связываются с трагическим суицидом прекрасной девушки как развязкой сюжета о несчастной любви… Прагматичные и осторожные историки допускают, что, по всей видимости, топоним «кыз» («девушка») является трансформацией созвучного топонима «коз» («глаз»), поэтому башни с этим названием, как представляется, были наблюдательными, дозорными («Коз-Куле» — «глаз-башня»).

Описание

См. также: Достопримечательности Кыз-Кермена

С трех сторон городище ограничено почти отвесными обрывами, а с севера соединено с плато узким перешейком. Здесь проходила оборонительная стена, которая прослеживается по покрытому дерном развалу камней длиной 130 м. Древняя колесная дорога с глубокими колеями подходит к стене у самого восточного обрыва, где, наверное, были ворота, а у западного, видимо, находилась вылазная калитка: вблизи от нее — спуск в ущелье по высеченной в скале лестнице. Первое описание Кыз-Кермена было сделано в начале XX века П. В. Никольским. Тогда внутри укрепления уцелело много развалин наземных построек, имевших в ряде случаев странную круглую или овальную форму, много битой черепицы. В 1961 г. археолог А. Л. Якобсон раскопал здесь остатки жилых и хозяйственных строений, принадлежавших поселению VIII–IX вв. С 1980 г. его изучением занимается археолог А. В. Белый. Его раскопки существенно «удревнили» дату появления здесь крепости, отнеся ее к IV–III вв. до нашей эры. Такой вывод сделан на основании уцелевшего небольшого участка стены из тесаного камня, аналогичной кладке Херсонеса того же времени. На рубеже старой и новой эры Кыз-Кермен становится одной из позднескифских крепостей. Перед оборонительной стеной выявлено селение первых веков н. э. Укрепления Кыз-Кермена, вероятно, восстанавливаются или ремонтируются при хазарах в 70–80-х гг. VIII в. Поселение окончательно приходит в упадок в IX в.

Оборонительная стена была облицована с наружной стороны блоками известняка, а с внутренней была сложена из ломаного дикого камня, кроме того, она была усилена каменным валом, так что ее ширина в основании достигала 8 м. На отдельных блоках нанесены знаки-метки. Отмечены определенные аналогии с оборонительными укреплениями времен Хазарского каганата. За стеной раскрыт ряд больших усадеб, огражденных каменными стенками: внутри вокруг двора группируется несколько строений. Среди них выделяется более крупная постройка, состоящая из многих помещений, в которой можно предположить резиденцию правителя. По краям обрывов в скале вырублены тарапаны, что свидетельствует о занятиях населения виноделием.

На Кыз-Кермене известны всего три искусственные пещеры. Одна расположена на территории усадьбы; другая — на южной окраине, третья — в восточном обрыве плато, напротив Тепе-Кермена. В ней устроены две лежанки, в полу — очажная яма.

В ряде мест городища видны остатки высеченных в скале виноградодавилен. Кыз-Кермен по размерам площади, обнесенной стеной, почти не уступал Чуфут-Кале и Эски-Кермену: так же как и у этих городов, здесь сохранялась обширная незастроенная территория, отделенная от города внутренней стеной необоронительного характера и ныне густо заросшая лесом. В мирное время это внутреннее пространство могло служить местом стоянки караванов и рыночной площадью, а в военное — местом загона для скота и укрытия сельского населения ближайшей округи. Короче говоря, Кыз-Кермен с момента своего возникновения в V в. располагал всеми необходимыми условиями для превращения в значительный по тем временам город, и этому способствовало его расположение на древних путях, ведущих через долину Качи, перевал Кибит-богаз в Алуштинскую долину, то есть на Южный берег Крыма, и на пересечении этих путей с главной торговой трассой, ведшей из степей к Херсонесу. Однако жизнь в городе прекратилась в конце IX–X вв.: вероятно, ему сильно повредило соперничество со стороны соседнего, активно растущего Кыркора — Чуфут-Кале.

Легенда

О Кыз-Кермене и Тепе-Кермене существует легенда. Согласно ей, Кыз-Кермен был некогда хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала красавица дочь. А князь и дружина соседнего Тепе-Кермена непрестанно чинили обиду городу, грабя торговые караваны, пытаясь подчинить себе его жителей. Чтобы восстановить мир, старейшины Кыз-Кермена решили поженить дочь князя и наследника замка. Молодые согласились, но между ними возник спор: молодой князь потребовал, чтобы невеста пришла в его замок, однако девушка была горда и считала, что вначале князь должен явиться к ней. Порешили на том, что через овраг, разделяющий Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, будет сооружен мост, посередине которого и встретятся молодые. И вот в сопровождении свиты вступили они на мост, но дойдя до его середины, девушка, вспомнив старые обиды, выхватила кинжал и убила жениха. Дружина князя зарубила ее, и вновь разгорелась вражда между городом и замком. А мост развалился: огромные камни, из которых он был сложен, как гласит легенда, и сейчас еще разбросаны по оврагу, разделяющему оба городища. Легенда эта, как и многие крымские легенды, многослойна: здесь и отголоски матриархата с его более независимым положением женщины в обществе (наша героиня участвует в делах управления и владеет оружием, не соглашается подчиниться власти мужа); здесь и свойственные раннему средневековью противоречия между интересами торгово-ремесленного населения города и феодальными раздорами; здесь, возможно, и память о землетрясении и причиненных им разрушениях.

Как добраться?

Добраться до городища Кыз-Кермен можно непосредственно из Бахчисарая на автомобиле или рейсовом автобусе, идущем вдоль Качинской долины по маршруту Бахчисарай — Синапное. Стартовая точка — село Машино. При въезде в село налево идёт грунтовая дорога, ведущая к городищу.

Координаты: +44° 42' 22.00", +33° 55' 9.00"