Свято-Климентовский Инкерманский пещерный монастырь

Одна из древнейших святынь Крыма. Первые молебны здесь проходили уже в конце I в. Место очень умиротворяющее.

Свято-Климентовский Инкерманский монастырь. Фото: Victor Dashkiyeff

Свято-Климентовский Инкерманский мужской монастырь — одна из самых древних православных святынь Крыма, находится в пригороде Севастополя — Инкермане, на отвесной скале.

Основные помещения монастыря — пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI в. Историки утверждают, что, как и многие другие «пещерные» монастыри, он возник, по-видимому, в трагическую эпоху так называемого иконоборчества, не ранее VI–IX веков и связывают основание монастыря с возникновением византийской крепости Каламита.

Ныне в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре восстановлены и действуют пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский, а также церковь Пресвятой Троицы. В обители хранятся святыни: частица мощей от честной главы святого священномученика Климента, переданная из Киева, рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Описание

В пещерные сооружения монастыря ведет скальная лестница. Поднимаемся по высеченным в камне ступеням и проходим длинный коридор, вдоль которого — несколько вырубных келий и усыпальниц. (С верхней площадки лестница вела на плато, в крепость). Далее следуют три пещерных храма, получившие свои посвящения в середине XIX в. — самые знаменитые в Инкермане.

Первый, посвященный памяти папы Мартина, сосланного в VII веке в Херсон и скончавшегося здесь, — прямоугольный с коробовым сводом, апсида его была расширена. Второй — посвященный Андрею Первозванному, с прямоугольной апсидой и престолом, примыкающим к стене. Алтарная преграда полностью высечена в массиве скалы, с проемами для установки икон. Третьим следует самый примечательный в Инкермане храм св. Климента, который ранее имел посвящение св. Георгию. Имя Климента он получил после возобновления монастыря в XIX в.

Пещерные церкви. Фото: Anna Kotlyar

Церковь имеет форму базилики 10,6 x 6,1 x 4 м. Она разделена на три нефа тремя парами колонн с капителями. Потолок между нефами высечен в виде коробовых сводов. Вдоль полукружия апсиды высечен двухступенчатый синтрон с епископским креслом посередине; над ним в стене — ниша. Главное украшение церкви — рельефно высеченный в конхе апсиды большой процветший крест. К нему примыкают малые кресты в круге. В алтаре сохранилось углубление для первоначального престола. Алтарная преграда установлена там, где, судя по сохранившимся пазам, находилась и более древняя. Под новым полом имелась гробница. Церковь была расписана фресками, о которых дает представление описание священника Иакова: «В церкви везде стенное письмо, от многих лет полинялое»; в конхе апсиды «писан Саваоф, а по сторонам его пророки. Над гробницею на стене написаны два святых: справа — святой, ростом небольшой, одежа на нем как на Дмитрии царевиче, приволока багор на золоте, испод зеленый, в руке держит меч в ножнах; слева — святой ростом великий, одежда как на Дмитрии, мученике Солунском, верхняя риза багор с золотом, испод зеленый, верхняя пуговица застегнута, в левой руке держит выспрь крест».

В память о св. Клименте назван источник возле монастыря. Источник пересох в 1930-х (возможно — в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, по одной из версий, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

При рассмотрении монастыря св. Климента и его трех пещерных храмов становится очевидным, что они составляли один комплекс и, вероятно, возникли на одном узком хронологическом этапе.

Монастырь построен по одному плану, соединен с Каламитой и, вероятно, имел богатых ктиторов. Значительный объем скальных работ (это один из самых больших пещерных храмов в Крыму), фресковая роспись, редко встречающаяся в пещерных церквях Таврики, требовали больших материальных затрат, которые могло позволить себе только лицо состоятельное или принадлежащее к верхам относительно сильного государственного образования. Непосредственная связь монастыря с Каламитой наводит на мысль, что таким лицом мог быть один из правителей Феодоро. Таким образом, храм св. Георгия и весь монастырь, скорее всего, можно датировать XIV–XV вв. Эту дату подтверждает и наличие внутреннего архитектурного декора в церкви, который почти отсутствует в пещерных храмах XI–XII вв. (например, на Эски-Кермене), но имеется в памятниках времени Феодоро.

Единственное помещение в пещерной церкви, которое удалось заснять. Во всех православных культовых сооружениях фотографирование категорически запрещено. Фото: Victor Dashkiyeff

В связи с вышеизложенным не такой уж маловероятной представляется гипотеза А. Бертье-Делагарда, что за образец для инкерманской базилики был взят главный храм княжества — мангупская базилика.

Возрождение правителями Феодоро Каламиты как символа мощи государства и выхода к морю требовало отражения этого факта в церковной архитектуре — основания нового храма или монастыря. Таким монастырем, по-видимому, и стал комплекс в Монастырской скале. Отметим, что в Болгарии в это время базилики строились как главные храмы в провинциальных центрах и как царские церкви. Не исключено, что как раз таким «царским» храмом правителей Феодоро и стала базилика в Инкермане.

Адрес монастыря: Крым, г. Севастополь, Инкерман, Симферопольское ш., д. 17. Тел.: +7 (978) 113-09-77 (МТС), +7 (978) 549-39-12 (Волна).

Координаты: +44° 36' 12.00", +33° 36' 29.00"