История строительства Массандровского дворца

Перестройка дворца для Александра III

Вся придворцовая часть парка, занимающая около 1,5 десятин была украшена скульптурами. Они были установлены вокруг дворца, на подпорных стенах, в нише второго этажа и на открытом в то время балконе. Всего было установлено 29 скульптур и 6 декоративных ваз. Согласно архивным документам, скульптуры изготовлялись из искусственного камня и отливались из гипса. Статуи из искусственного камня (их было 12) были выписаны через петербургскую фирму «Кос и Дюр» из Метлаха и обошлись в среднем по 250–300 рублей. Гипсовые скульптуры также были отлиты за границей и представляли собой копии статуй из Императорского Берлинского музея изящных искусств. Некоторые гипсовые скульптуры были окрашены масляными красками под цвет мрамора. Статуи изображали античных богов, философов, аллегории различных искусств и наук.

Интересна расстановка этих скульптур: все женские статуи располагались на юго-западной части партера, прилегающей к южной — женской — части дворца (где размещались комнаты императрицы). Мужские статуи — на северной и восточной части партера (у комнат императора). Аллегории «Науки» и «Искусства» были установлены на веранде перед окнами бильярдной. Ниже, на тумбах южной балюстрады террасы партера, были размещены статуи-аллегории «Скульптура», «Архитектура» и «Художество». У бассейна, ниже сохранившихся «Сфинксов», стояли скульптуры «Помпеянка» и «Римлянка». Мужские статуи располагались у дворца и в основном на пилонах-контрофорсах северной подпорной стены. Среди них были «Цезарь», «Эсхил», «Софокл», «Аполлон с Вакхом», «Центавр» и другие. На балконе была установлена скульптура «Вакха пьющего» (возможно, копия работы итальянского мастера Якопо Сансовино). В нише галереи (у кабинета Императора) размещалась скульптура «Давид с головой Голиафа» (возможно, копия работы итальянского скульптора Вероккио). В архивных документах не приводятся точные названия скульптур, нет ссылок и на авторов подлинных произведений, с которых были сделаны копии. Сохранившиеся фотографии тех лет, в основном любительские, весьма несовершенны и не дают полного представления о характере скульптур.

К сожалению, большая часть скульптур, украшавших дворец, не сохранилась. Некоторые из них были сделаны из недолговечного материала и уже к 1909 году были сильно повреждены, что вызвало необходимость снять их. Об этом писал Министр двора: «Имея в виду, что дворец в Массандре до сих пор не получил никакого назначения, необитаем и занят быть не может без новых больших затрат на его меблировку, постройку служебных при нем зданий, я со своей стороны полагал бы возможным поврежденные гипсовые статуи не возобновлять… На случай возможного в будущем желания восстановить упоминаемые наружные украшения дворца в первоначальном виде, сохранить снятые с них фотографии, и описать подробно настоящее расположение их и наименования».

Некоторые из скульптур были утрачены уже в советское время.

Уцелело лишь 6 скульптур: два сатира, два дракона (иногда их называют химерами), два сфинкса. Последние, очевидно, были сделаны здесь, на месте, по моделям, привезенным из Петербурга и выполненным скульптором А. Г. Бауманом, работавшим над оформлением Массандровского дворца. Сохранившиеся скульптуры в сочетании с романтическими формами самого здания вызывают ассоциации с французскими сказками, античными легендами и мифами, помогают лучше воспринять этот своеобразный архитектурный памятник прошлого.

Около окон столовой были установлены большие фарфоровые вазы для цветов, изготовленные по специальному заказу на фабрике М. С. Кузнецова. Парадную лестницу украшали вызолоченные вазы для цветов. Отдельные детали оконных решеток первого этажа, решетки, ограждающие лестницу, ведущую к кабинету Императора, также были вызолочены.

У западного фасада поражают своей грандиозностью две секвойи, достигающие 35–35 метров в высоту и около 9 метров в обхвате. Им уже более ста лет, посажены они были в середине 90-х годов XIX века, когда дворец перестраивался Месмахером. Подпочвенные воды, проходящие в этом месте, питали молодые корни деревьев и способствовали бурному их росту.

Массандровское имение было очень богато водными источниками, что дало возможность создать вокруг дворца целую композицию фонтанов. Вода из одного источника подводилась к фонтану, сооруженному из диабаза еще в 1839 году при Воронцовых в верхней части лесопарка. Разветвляясь на целый ряд фонтанов, устроенных в подпорной стене восточного курдонера и украшенных декоративными масками, вода подходила к фонтанам западного фасада у подножия скульптурных сфинксов и спускалась в бассейн с фонтаном в центре. Бассейн играл и утилитарную роль: в нем собиралась вся отработанная вода из дворца, которая потом шла на полив лугов и садов в нижней части парка. Фонтаны, скульптуры, сама планировка придворцовой части парка и другие элементы ее оформления в сочетании с величественными секвойями, пихтами, магнолиями, множеством роз и самых разнообразных цветов и вьющихся растений придали необычайную выразительность дворцовому ансамблю.

В марте 1902 года появился очень важный для истории строительства дворца документ — акт его приемки, в котором О. Э. Вегенер со скрупулезной точностью учел все расходы по строительству. Общая стоимость дворцовых зданий в Массандре (т. е. дворец и машинное отделение) составила 978.443 рубля 42 копейки — узнаем мы из этого акта. Расходы производились не за счет казны, а из денег кабинета императора.

Месмахер писал: «…работы как по внешней, так и по внутренней отделке дворца… исполнены с таким старанием, так солидно и добросовестно, что он, как я надеялся, вполне может оправдать оказанное мне Августейшим заказчиком милостивое доверие».

Но Романовы не переехали во дворец. После приемки дворца его редко посещала царская семья. Богатой публике было дозволено осматривать его, купив на то билет в конторе управления имениями. В путеводителях тех лет писалось: во дворце «обстановки нет никакой». Действительно, дворец не был меблирован и украшен произведениями искусства. Многое из задуманного Месмахером по его оборудованию осталось лишь в проектах архитектора. Но дворец вызывал интерес. Ялтинский горный клуб, который организовывал экскурсии по достопримечательностям города и окрестностям, приглашал желающих осмотреть дворец.

После 1914 года царская семья не приезжала в Крым, редко навещали Массандру и родственники царствующей фамилии. Дворец охранялся вахтером-смотрителем и двумя сторожами. В казарме для семейных служащих, построенной Николаем II у въезда в имение, размещалось и небольшое воинское подразделение.