На Седам-Каю через водопад Серебряные струи

Маршрут на Седам-Каю
На Седам-Каю через водопад Серебряные струи. Посмотреть подробнее

Достоинство этого маршрута в большом количестве живописных мест и интересных объектов, а также в том, что он легко проходится даже за короткий зимний день. За 5–6 часов пути, вы увидите водопад Серебряные струи, Юсуповское озеро, прогуляетесь по живописному буковому лесу, подниметесь на гребень горы Седам-Кая с отличными обзорными точками, посетите грот Данильча-Коба и на десерт получите долю легкого экстрима, спускаясь по узкому и крутому кулуару Монастырской балки.

Подъем

Первыми ключевыми пунктами в нашем походе будут водопад Серебряные струи и Юсуповское озеро. Для плановых «культ-туристов» сюда от Большого каньона ведёт хорошо промаркированная тропа. Озеро находится метрах в 200 выше от водопада.

За Юсуповским озером выходим на огибающую его широкую грунтовку. Дальше, около часа мы будем идти по ней. Развилок по пути почти нет, при этом есть маркировка. Потому проблем с ориентированием быть не должно. Дорога сначала поднимется наверх, вынырнув на открытое пространство, где с небольшого мыска отлично видны окрестности, в том числе и теснина Большого каньона. Место это называется Каменный поворот. Дорога здесь поворачивает на 90° и ныряет в буковый лес. Далее она идет по правому борту оврага Чаан-Баир, потом пересекает его, делая поворот, переходит на левый борт. Через некоторое время пересекает еще один овраг и начинает плавный подъем вверх. Здесь важно не пропустить место, где дорога будет делать очень крутой поворот, почти на 180°. На карте этот поворот прорисовывается в виде фигуры, напоминающей, как образно сказал один турист, змеиную голову.

Седам-Кая
Грозные скальные обрывы Седам-Кая (в центре) и Сююрю-Кая (слева)

От этого поворота вправо ответвляется хорошо заметная тропа. Нам — по ней. Дорога, которую мы оставляем, дальше пойдет к урочищу Чайный домик. Через несколько минут относительно крутого подъема, она выходит на гребень Седам-Каи и дальше будет идти вдоль него, на небольшом отдалении от обрыва.

Наверху тропа становится уже, но все равно читается хорошо. Всю дорогу вас будут сопровождать замечательные пейзажи. На самом высоком мысу отличное место для привала. Потом тропа отдаляется от гребня и ныряет в заросли букового леса. Здесь нужно внимательно следить за ней, так как местами она теряется. Через несколько минут выходим на широкую грунтовку с колеями автотранспорта. Если тропу все-таки потеряете — не паникуйте, идите, сохраняя направление, и вскоре выйдите на ту же дорогу. На грунтовке поворачиваем направо. Она сначала идет на спуск, а потом чуть вверх и, в конце концов, приведет к турстоянке «Барская поляна» с кострищем, деревянными скамейками и местом для палаток. Рядом — смотровая площадка. Немного не доходя до турстотянки, от грунтовки вниз уйдет дорога к пещере Данильча-Коба. У её начала табличка с надписью, спуск к ней занимает минут 5.

Данильча — последняя достопримечательность нашего похода. После её осмотра начинаем спуск вниз.

Седам-Кая. Орлиный залет
Седам-Кая. Смотровая Орлиный залет

Спуск

Начало спуска находится, не доходя несколько метров до пещеры. На него указывает нанесенная на дерево маркировка из двух белых и одной красной полос. Вскоре тропа войдет в узкий и каменистый кулуар Монастырская балка. Существует мнение, что в дождливую погоду, и даже после дождя, прохождение здесь небезопасно. Однозначно опровергнуть это нельзя, но спуск во время ливня возможен, правда, приятного в этом мало — камни скользкие, земля плывет. Удержаться от падения можно лишь при помощи прочной палки. Спуск занимает около часа. Потом местность выполаживается и дальше путь лежит по хорошей широкой маркированной тропе.

На карте показаны три плановых маршрута, ведущих от трассы к кулуару — 35, 36 и 37. На самом деле троп здесь намного больше. На спуске нужно выбирать правые ответвления, если конечная цель — пятачок у входа в Большой каньон и левые, если в итоге нужно выйти в Соколиное. Разумеется, тропы, идущие на подъем, нужно игнорировать.