Хозяйственная деятельность человека на Чатыр-Даге

Чатыр-Даг
Чатыр-Даг. Нижнее плато. Вид на верхнее плато. Фото: Михаил Бейлис

Следы пребывания человека на Чатырдаге прослеживаются с древнейших времен. Но пребывания человека на плато, имело, как правило, временной характер, что связанно с отсутствием источников воды, удобных мест для жилья, благоприятных условий для ведения хозяйства.

Первым, кто начал осваивать яйлу, были охотники времен неолита, стоянка которых располагалась в верховьях урочища Чумнох. В восточной части яйлы известны стоянки скотоводов эпохи энеолита-бронзы. Вслед за ними на плато пришел гордый горный народ — тавры, чье поселение, и могильник, расположены на горе Тас-Тау, у самого подножия Чатырдага. Не одно столетие тавры пасли на Яйле скот и занимались здесь земледелием, о чем напоминают кое-где сохранившаяся скотопрогонная тропа и разбросанные по плато куски керамики и кремневый инвентарь, указывающие на места временных стоянок тавров.

Безусловно, что, выделяющиеся среди других гор и величественно нависающий над окружающими его долинами, Чатыр-Даг играл и большую религиозную роль в жизни живших в близи него народов. В некоторых пещерах и колодцах на Чатырдаге найдены алтари и жертвенники тавров, под южным склоном массива находится готский могильник 3–4 в.н.э., предположительно аланам принадлежит могильник в Бинбаш-Кобе, существуют письменные данные о греческой церкви Панагия на Эклизи-буруне, куда греки раз в год делали восхождение. Несколько лет назад были обнаружены фундамент церкви и пещера с источником воды, откуда монахи брали живоносную влагу.

Но наибольший след на яйле оставили татары, в течение многих веков пасшие здесь овец, коз, коров, выращивающие плантации табака, рубившие и сжигавшие на древесный уголь и свои хозяйственные нужды скудную древесную растительность Чатырдага. До сих пор на плато видны следы татарского пребывания — остатки кошар, кости овец и коз в пещерах, татарские названия родников, вершин, пещер.

Именно эта, ведущаяся с прошлой эры, хозяйственная деятельность человека и сыграла огромную роль в уничтожении больших площадей растительного покрова Чатырдага. И лишь с шестидесятых годов XX века, когда Чатырдаг был объявлен заповедным памятником природы и на нем прекратился выпас скота, массив начал постепенно залечивать свои раны: то тут, то там начали появляться молодые деревца, истоптанная копытами овец почва стала зарастать густой травой, радостней зажурчали воды источников.

В настоящее время плато Чатырдага используется, в основном, как экскурсионный объект. ЦСТ «Оникс-тур», взявший эстафету экскурсионного дела у Крымского горного клуба, начавшего использовать плато в рекреационных целях еще в конце прошлого века, сейчас оборудовал для посещения туристами две уникальные пещеры — Мраморная и Эмине-Баир-Хосар. На очереди Трехглазка, Холодная и Тысячеголовая-Гугерджин. На восточном краю плато и вокруг Мраморной пещеры образованны туристские комплексы, а в скором будущем возможно создание Национального Карстового Парка на территории нижнего плато Чатырдага.

Сейчас задачей является сохранение для потомков уникального объекта природы, недопустимость проведения на нём каких-либо хозяйственных мероприятий, ведущих к уничтожению этого прекрасного памятника, символизирующего мощь и величественность нашего родного полуострова. Так что, охраняйте Чатыр-Даг, посещайте Чатыр-Даг и восхищайтесь Чатырдагом, как восхищались им люди задолго до нас, и будут восхищаться, и преклоняться перед его красотой ещё много-много лет.