Комната О. Л. Книппер-Чеховой. Дом-музей А. П. Чехова

Комната О. Л. Книппер-Чеховой
Поскольку супруга наезжала в дом Чехова в Ялте по мере своей театральной загруженности, её комнату разместили на первом этаже, как и гостевые

Одна из дверей столовой ведёт в комнату жены писателя Ольги Леонардовны. Знакомство Чехова с ней состоялось в сентябре 1898 г. в Московском Художественном театре, на репетиции пьесы «Чайка», в которой О. Л. Книппер играла роль Аркадиной. Спустя несколько дней Антон Павлович снова побывал в театре. Шла репетиция драмы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Игра актёров покорила его. «Меня приятно тронула,— писал Чехов,— интеллигентность тона, и со сцены повеяло настоящим искусством, хотя играли и не великие таланты. Ирина, по-моему, великолепна.  Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… Лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».

15 мае 1899 г. по приглашению Антона Павловича и Марии Павловны Ольга Леонардовна провела три чудесных дня в Мелихове. Затем уехала на Кавказ; там она получила от Чехова письмо. «Что это значит? Где Вы? — писал Антон Павлович.— Вы так упорно не шлёте о себе вестей, что мы совершенно теряемся в догадках и уже начали думать, что Вы забыли нас».

Ещё в Москве О. Л. Книппер обещала Чехову приехать в Крым. В июле 1899 г. писатель и актриса встретились в Новороссийске, откуда вместе на пароходе прибыли в Ялту. В августе они уехали в Москву. «…Внутри росло и крепло чувство,— писала Ольга Леонардовна,— которое требовало каких-то определенных решений, и я решила соединить свою жизнь с жизнью Антона Павловича, несмотря на его слабое здоровье и на мою любовь к сцене. Верилось, что жизнь может и должна быть прекрасной, и она стала такой, несмотря на наши горестные разлуки,— они ведь кончались радостными встречами».

25 мая 1901 г. Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались в Москве и уехали по Волге в Уфимскую губернию, где Чехов лечился кумысом. В июле они возвратились оттуда в Ялту. В комнате, где останавливалась О. Л. Книппер-Чехова, красивые, с темно-вишнёвым рисунком обои, изящная мебель (часть её перевезена из московской квартиры). На стенах — фотографии Ольги Леонардовны, её родителей, большой портрет Антона Павловича — он снят сидящим в плетёном кресле на балконе. Над диваном висит портрет Ольги Леонардовны (неоконченная работа художника А. В. Средина). На письменном столике, стоящем у окна, те вещи, которые актриса брала с собой в поездки: резная шкатулка с монограммой «О.К.», письменные принадлежности, фарфоровая пепельница с чайкой, томик сочинений А. П. Чехова и его фотография с автографом: «Ольге Леонардовне Книппуше (многоуважаемой Ирине Николаевне) на добрую память от автора «Чайки». А. Чехов. 99 г.».

О. Л. Книппер-Чехова постоянно жила в Москве, в Ялту она приезжала, когда не была занята в спектаклях и репетициях. Антон Павлович не соглашался на уход Ольги Леонардовны из театра. В особенно грустные дни, когда разлука затягивалась, он утешал жену: «Ты, родная, всё пишешь, что совесть тебя мучит, что ты не живешь не со мной в Ялте, а в Москве. Ну как же быть, голубчик? Ты рассуди, как следует: если бы ты жила со мной в Ялте всю зиму, то жизнь твоя была бы испорчена, и я чувствовал бы угрызения совести, что едва ли было бы лучше. Я ведь знал, что женюсь на актрисе, то есть когда женился, ясно сознавал, что зимами ты будешь жить в Москве. Ни на одну миллионную я не считаю себя обиженным или обойденным…»

Годы общения с Чеховым очень много дали Ольге Леонардовне как актрисе и человеку. «Жизнь внутренняя за эти шесть лет,— вспоминала она,— прошла до чрезвычайности полно, насыщенно, интересно и сложно, так что внешняя неустроенность и неудобства теряли свою остроту…»

О. Л. Книппер-Чехова участвовала во всех чеховских спектаклях: она играла роли Аркадиной в «Чайке», Елены Андреевны в «Дяде Ване», Маши в «Трёх сестрах», Анны Петровны в «Иванове», Раневской — в «Вишнёвом саде». Любимой ролью актрисы была роль Маши. Антон Павлович находился в Ницце на лечении, когда спектакль готовился к постановке. «Опиши мне хоть одну репетицию «Трёх сестер»,— попросил он жену.— Не нужно ли чего прибавить или что убавить? Хорошо ли ты играешь, дуся моя?» Ольга Леонардовна ему отвечала: «С каким наслаждением я играю Машу! Ты знаешь, она мне, кроме того, принесла пользу: я как-то поняла, какая я актриса, уяснила себя себе самой. Спасибо тебе, Чехов!» Театровед В. Виленкин писал об Ольге Леонардовне в роли Раневской: «Казалось, что она её не играет вовсе и всё, что она делает, рождается тут же, само собой разумеется, существует вне её актерского намерения и умения». Эту роль она исполнила 800 раз.

После смерти Антона Павловича почти ежегодно, в течение более чем 50 лет, Ольга Леонардовна приезжала в Ялту. Последний её приезд в этот дом относится к 1953 г., когда отмечалось 90-летие со дня рождения Марии Павловны Чеховой.

Долгую, замечательную жизнь прожила народная артистка СССР лауреат Государственной премии СССР О. Л. Книппер-Чехова. Она была награждена орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Умерла в Москве 22 марта 1959 г. на 91-м году жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с А. П. Чеховым.

Дом-музей А. П. Чехова